На главную      К списку книг                             

Содержание    Назад       Далее                     

Скачать книгу полностью. Скачать дополнительные фотографии.

Страница 5

Святитель Нектарий -

Святой праведный Николай Псковоезерский-

Старец Николай (Гурьянов)

КНИГА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

РОСТКИ ЛЮБВИ

Батюшка Николай возвращал нам Царя, вселял в сердца надежду, что пророчества Преподобного Сера­фима о грядущем великом Русском Государе сбудутся. Любовь Старца к Царственным Мученикам была столь глубока, что ее нельзя было не чувствовать. Его молитву слышали, и она изменяла наш тусклый мир, пробуждала царские ростки в душах русских людей.

«Батюшка! Благословите!

Пишет Вам раба Божия Марина из города Гродно (Беларусь). Я была на Острове около трех лет назад, в 1999 году. Ехать не хотела (как потом поняла, враг не пускал). Но когда приехала и постояла у домика, ощу­тила такую благодать! Слава Богу! И именно после по­ездки к Вам я полюбила святых Царственных Мучени­ков, хотя до этого я совершенно о Них не думала. Та­кая вот Божия милость. В прошлом году я еще раз была у Вас, правда, во сне. Осмелюсь не считать это прелестию: слишком светлое, несказанно радостное чувство было у меня в этом сне и по пробуждении. Ви­дела Вас, рассказала, что благодаря Вам стала очень по­читать Царственных Мучеников, Вы меня во сне бла­гословили.

А сейчас о том, что меня побудило написать Вам. Узнав, что Вы почитаете Григория Распутина, я очень заинтересовалась его личностию, поняла, что все, что о нем говорилось раньше, — это ложь. Постепенно по­чувствовала, что этот святой мне близок. А осенью к нам приезжала Жанна Бичевская, и на концерте спела песню о нем Мне стало так радостно после этой песни и рассказа о Григории Новом! После концерта я побла­годарила ее за эту песню, а когда вернулась домой, ощутила очень сильное желание написать о нем стихотворение, и стала молиться, чтобы Господь помог мне в этом, если есть на это Его святая Воля. Это стихотворе­ние и другое, сочиненное позже, я Вам, Батюшка, вы­сылаю. А потом мне стало жаль, что до сих пор нет мо­литвы Григорию Новому, и я взяла благословение у ду­ховного отца сочинить этот канон Старцу Григорию, который тоже высылаю Вам. Господь дал мне написать его очень быстро, где-то в течение суток. Когда мы с мркем 17 декабря [день мученической кончины Гри­гория Нового] вечером читали этот канон, я вдруг ощу­тила в конце молитвы как бы Ваше присутствие, и у меня от умиления и покаянного чувства даже слезы выступили. Слава Богу! Высылаю канон, и пусть Гос­подь укажет Вам, как поступить с ним. [...] В заключе­ние, хочу засвидетельствовать быструю и скорую по­мощь святого Григория Нового в тех случаях, когда мо­литвенно призывала его в борении с блудными помыслами и при ночных вражеских страхованиях. Прошу Ваших святых молитв обо мне, окаянной, о му­же моем и о родителях»...

Во многих уголках земли православные разных на­циональностей почитают богоугодную жизнь Небес­ного Ангела — Батюшки Николая. Святой Старец об­нимал своей любовию всех. Кротостию и незлобием, мирностию духа он подобен Государю Императору Николаю. Они — святые миротоворцы... Любящие мир Божий как творение Его. Благословенные имена Царя-Мученика Николая и Старца Николая неотдели­мы в нашей памяти друг от друга, они всегда вместе в молитве за Русь и за весь мир... Там, где исповедуют святость Царской Семьи, исповедуют святость Батюш­ки Серафима Саровского, там исповедуют и святость Батюшки Николая Псковоезерского. На образах Старца, отпечатанных для келейного почитания Междуна­родным фондом отца Серафима (Роуза), в 2004 году, излагается его краткое житие о Христе:

 

Святой Преподобный Николай

Псковоезерский Память — 24 августа

«Святой Преподобный Николай (Николай Гурья­нов) родился в России 24 мая 1909 года, С ранних лет он полюбил Бога, Церковь и Православную Россию. Жизнь его была благочестива, и в сорок лет Господь хо­тел забрать святого от грешного мира, явился ему, по­казав красоты Рая и души в Раю, и ад, и души в аду. Святому отцу Николаю стало жаль души, которые в аду, и он спросил у Господа, как можно спасти их? Гос­подь ответил, что спасти их может человек, который на Земле молится о них. Тогда святой, сердце которого го­рело любовию к Богу и Его творению, — человеку, про­сил Господа, чтобы Он оставил его до времени пожить на земле. Всю свою жизнь он трудился для Господа, чтобы уловить как можно больше душ для Господа. Святой наставлял, вразумлял, разъяснял, укреплял сла­бых и маловерных. Его молитвами спасались тысячи людей. Он был Русский Столп Веры последних времен: больные исцелялись, мертвые воскресали. Он был Све­тильник последнего времени, носитель Духа Святаго, далекий от церковной политики, ограждал Народ Бо­жий от лжеправославия, призывая любить Мучениче­ское Православие и идти путем узким. Сердце святого плакало о России, молился Старец о восстановлении Царской Власти (как власти законной и Богоизбран­ной), о покаянии Русского Народа, чтобы Бог простил Народу Русскому предательство Царя Николая, убиение Царской Семьи, убийство Пророка и Старца Гри­гория Русского (Распутина), помиловал Россию и при­вел ее к славе.

Учитель Православия, наставник монашествую­щих и утешитель скорбящих, духоносный отец, стя­жавший венец добродетелей и святости. Благодатные дарования, почивавшие на приснопоминаемом Стар­це, его благочестие и сугубое молитвенное предста-тельство за весь мир уподобляют его древним препо­добным отцам-пустынникам. В лице Батюшки Нико­лая Церковь видела продолжение неугасимого духа Старчества.

«Столп Русского Старчества — так назвал Батюш­ку Николая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В наши апостасийные времена, Блаженный Ста­рец отдал себя всецело служению Церкви: «Я все от­дал людям, народу Божию и Матери-Церкви. Теперь я готов и ухожу ко Сладчайшему Спасителю мира Христу».

На девятый день по блаженной кончине, Батюшка Николай явился священнику и благословил записать Тропарь. Тогда же Старец явился иконописице и бла­гословил написать его образ. Икона вскоре обильно замироточила и благоухает. Мироточат и фотографии Старца.

Святость богоугодной жизни Батюшки Господь за­свидетельствовал во время облачения всечестного тела духоносного отца, когда он, подобно Святому Благо­верному Князю Александру Невскому, взявшему во время отпевания разрешительную молитву из рук свя­щенника, бережно и благоговейно приподнял правую руку и сам взял Крест, который вкладывают в десницу священнослужителя.

 

Тропарь глас 4:

Божественной Благодати преизрядный носителю,

Православные Веры исповедниче, Любови Христовой сосуде неисчерпаемый,

Образ был еси воздержания.

На Остров аки в тихое пристанише вселился еси,

Кротостию и смирением Христа Единого возлюбив,

И ныне со Ангелы ликовствуя,

Отче Праведне Николае, Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Величание:

Величаем, величаем тя, Преподобие отче наш Николае,

и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас,

Христа Бога нашего».19

 

 

ПЛОД СМИРЕНИЯ

В родной и близкой Сербии, непобежденной ду­хом мира сего Сербии Святого Царя Лазаря, избрав­шей Царство Небесное вместо Царства Земного, лю­бят и почитают дорогого Авву Николая. К нему при жизни обращались молитвенно в духе, приезжали, пи­сали письма, присылали записки, звонили из монаше­ских обителей, и все получали его Святительскую по­мощь. Сербия, славящая Святого Царя Николая, при­няла сразу, всем сердцем, благодатного Праведника Николая с Острова спасения. Острова Святой Любви, как мы теперь его называем, — ибо там упокоился и перешел в Вечность блаженный подвижник, — молитвенная свеча последних времен пред Господом, таинник Божией Матери, собеседниче Ангелов, Царский Архиерей, призывающий нам, грешным, всех Святых на помощь.

«О Святом Иоанне 2003 года

Дорогая мати Николая!

Какую радость Ваша посылка принесла нам! Я как раз очень заболела, но, получив иконы отца Николая, ощутила большое облегчение. Мои легкие были совсем уничтожены болезнию, но, получив от Вас посылку, они стали обновляться. Врач перекрестилась и сказала, что это чудо. Иконы и пленки уже разослали по всей Сербии. Народ у нас очень уважает и особенно любит Русских Святых.

Еще раз благодарю Вас и прошу Ваших молитв о сербском народе.

С особым уважением и радостию,

Ваша сестра во Христе Хаджи-Йованович Борка».20

Это почитание — благодатные плоды чистого серд­ца незабвенного Батюшки Николая.

Православный народ, искренно ища людей Еван­гельской правды и жития, узнает их внутренним чуть­ем и в простоте сердечной веры начинает молитвенно призывать их на помощь в тех формах, которые в дан­ное время возможны. Это и есть верный признак уже существующего почитания народного, почитания глу­боко традиционного, церковного, каноничного и осо­бенно трогательного. «Канонизации святых, — пишет историк Церкви и церковного права, преподаватель МЛ А протоиерей Владислав Цыпин в труде «Церков­ное право», глава «Канонизация и почитание святых», — почти всегда предшествует почитание под­вижника как святого без всякой на то официальной санкции. [...] Почитатели усопших составляют им службы, и акафисты, хотя они и не имеют церковно­го употребления. В своих келейных молитвах почи­татели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим пред Престолом Божиим. [...] Писали и иконы не канонизированных под­вижников. Пред этими иконами возжигали свечи, их лобызали, иногда такие иконы помещали в церк­вах»...'11

Именно о таком народном почитании Мученика Григория (Распутина) говорил благодатный Старец Николай.

О Первом Русском Царе Иоанне Грозном Батюш­ка говорил: «Он уже причислен Церковию к лику свя­тых, местночтимый Кремлевский [Московский] свя­той, и это сохранилось в церковных летописях». Мы просили Старца помолиться, чтобы нам найти источ­ники, подтверждающие святость Царя. Батюшка ска­зал: «Я буду вместе с вами искать!»... По отшествии не­забвенного духовного отца в Вечность, трудившийся в архивах рукописного отдела Российской Государствен­ной Библиотеки по его благословению и молитвам ие­ромонах, 14 ноября 2002 нашел искомое (фонд Ундольского, единица хранения 237): были обнаружены «Святцы Коряжемского Монастыря» (1621 года), где на 10 июня Церковию празднуется — «в той же день обретение Святаго телеси Великомученика Царя Иоанна»22. Правда Божия не престает, и Истина все­гда торжествует! По молитвам Батюшки Николая об­рели почти «утраченный» церковный источник, свиде­тельствующий о церковном прославлении — обрете­нии мощей Грозного Царя Великомученика Иоанна.

«Тут самое время вспомнить о некоторых оценках Грозного Царя, изглаженных чьей-то пристрастной рукой из истории нашей Церкви, — пишет историк Сергей Фомин в работе, посвященной Царю Иоанну «Державный Гимнограф». — В известном труде Архи­епископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» (Владимир, 1901) в отделе, посвященном святцам, читаем: «Из 17 века дошло до нас немало са­мостоятельных святцев, отличающихся большею пол­нотою, сравнительно со святцами Иерусалимского ус­тава. В сем отношении, из многих святцев, находящих­ся в разных библиотеках русских, более замечательны святцы Императорской публичной библиотеки № 51, полнейшие из всех виденных нами в России, затем святцы Ундольского № 237 1621 года, немного усту­пающие первым полнотою памятей, но превосходя­щие их многими особенностями. Те и другие много имеют и сходства, так что в основе их, несомненно, ле­жат другие древнейшие их святцы. [...] Из святцев Мо­сковского музея замечательнейшие, как мы сказали, по полноте и особенностям, святцы ундольского № 237, написанные в 1621 году. В конце их, на листе 267, зна­чится: «совершены бысть сии святцы в лето 7129, апре­ля в 25 день, в 4 час в корежемском монастыре». Именно в этих святцах, под 10 июня, имеется удиви­тельная запись: «обретение телеси царя Ивана». [Именно эти святцы с полным текстом, оригинал, на­шли по молитвам Батюшки Николая.]

Обративший внимание на этот текст церковный историк Е.Е. Голубинский отмечает: «Под Царем Ива­ном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Какое разумеется обретение его тела, не знаем; во всяком случае, не совсем ожиданно, что Гроз­ный внесен в каталог святых.». [...]

Ко всему этому стоило бы прибавить известные изо­бражения Царя Иоанна Васильевича с нимбом (в Собо­рах Московского Кремля, в Грановитой палате, в Ново­спасском монастыре, в алтарной части Успенского Со­бора Свияжского Успенского Пресвятой Богородицы мужского монастыря, и тд.) [...] (Есть и ныне храмы, по­мимо Кремлевских, где сохранились фрески Государя с нимбом. Написание фресок глубоко традиционно; есть фрески 19 века, сделанные по указу Царя-Миротворца Александра III, глубоко чтившего Грозного Царя.)

Примечательно, что среди чтителей Царя Иоанна Грозного были люди святой жизни. Один из них — Святитель Иоанн Шанхайский. [...]

Другой почитательницей Царя Иоанна Васильеви­ча, более того, сторонницей его [общецерковной] кано­низации, была Царица-Мученица Александра Феодоровна. [...]

«Государыня всею душею восприняла каноны не одного лишь Православия. Она глубоко прониклась на­чалами Самодержавия и Народности. Она много чита­ла из истории России 16 и 17 веков, и Россия представ­лялась Ей в образе Московской Руси, с ее безконечной преданностию Царю, с ее верою в Царское Самодер­жавие, возносящееся над всеми сословиями и класса­ми и более всего посвящающее себя служению про­стому народу. [...] Примечательно, что в этом случае, Императрица просто следовала за Русским Народом, чутко прислушивалась к сокровенным духовным его чаяниям. Веками на гробницу Царя Иоанна Грозного в Архангельском Соборе простой народ клал свои чело­битные, свято веря в предстательство перед Небесным Царем Царя Земного» 23.

В Архангельском Соборе Московского Кремля хра­нилась шнуровая книга записей чудесной помощи и исцелений по молитвам Святого Царя Иоанна, кото­рая была передана в комиссию по прославлению на Поместный Собор 1917-1918 года. Служивший в Ар­хангельском Соборе до революции Старец протоие­рей Валентин Амфитеатров также очень почитал Госу­даря и строго смотрел за тем, как духовенство относи­лось к цельбоносным и чудотворным мощам Царя, которые почивают в диаконнике алтаря Собора. Если кто-то небрежно задевал облачением гробницу и без благоговения проходил рядом с ней, отец Валентин ставил на поклоны.

По указу Государя Николая Александровича Предсоборным Присутствием готовились материалы к об­щецерковному прославлению на Поместном Соборе 1917—1918 года Царя-Великомученика Иоанна Гроз­ного и Царя-Мученика Павла I, но комиссия по кано­низации святых даже не смогла приступить к работе, по причине произошедшего переворота.

 

 

 

 

СВЯЩЕННЫЙ СОБОР 1917-1918 года «С Царем или без Царя?»...

Освященному Поместному Собору Русской Пра­вославной Церкви 1917—1918 года не пришлось рас­сматривать вопрос о всецерковном прославлении Пер­вого Помазанника на Русское Царство Царя Иоанна Грозного и Царя-Мученика Павла Петровича, но — пришлось рассматривать на закрытых заседаниях Со­бора «расстрел Николая II».

Священный Собор, получив сообщение о «рас­стреле» Государя Императора Николая 6/19 июля 1918 года, молится и рассуждает: «признавая необходимость совершить от лица Собора в первом же его заседании панихиду по убиенном Рабе Божием бывшем Государе Николае II, поставить совершение сей панихиды на повестку и предложить на обсужде­ние частного совещания членов Собора».

Именно с этого момента Церковь должна была сделать выбор пред звериным духом апостасии: про­должать молиться за Царя и вступать в открытую брань с безбожными узурпаторами Царской Власти, иноплеменниками-временщиками, или промолчать...

Сколько слезных молитв, покаянных чувств, горестных предчувствий, опасений, тревог и страха! Страха «иудейска».

Отношение ко Святому Царю Николаю, Царской Власти становится «знамением пререкаемым»... до настоящего дня... Это чисто духовное отношение, ре­лигиозно-мистическое. Как и отношение к мучениче­ской кончине Державных Страдальцев: это не поли­тическое убийство, это — чисто-мистическое жертвоприношение, религиозная месть, о чем свиде­тельствовала вся символика этого злодеяния слуг са­таны.

Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Это убий­ство было продумано и организовано никем другим, как слугами грядущего антихриста — теми продавши­ми свою душу сатане людьми, которые ведут самую на­пряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова — антихриста. Они отлично по­нимали, что главное препятствие, стоявшее им на пути, это — Православная Царская Россия. А поэтому надо было уничтожить Россию Православную, устроив на месте ее безбожное богоборческое государство, кото­рое бы постепенно распространило свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничто­жения России надо было уничтожить Того, Кто был живым символом ее — Царя Православного»...24

Каждый будет поставлен Господом пред выбором: с Царем или без Царя? Возлюбивший Правду Божию более всего на свете, духоносный пастырь Николай (Гурьянов), смиренный Царский Архиерей схиепископ Нектарий, всегда был с Царем и со Христом... Он всегда оплакивал Православную Царскую Россию и молился о ниспослании нам прощения за отвержение Царя.

Батюшка Николай всегда повторял: «Царь по нам плачет.. Восшёл на Крест страданий за Россию, ради нас... А мы?!»...Отношение к Царю и Царской Власти Старец счи­тал сугубо важным для спасения души.

На Соборе высказывали разные мнения, они существуют и доныне:

Протоиерей Федор Филоненко: «Я считаю неудоб­ным совершить в настоящее время панихиду по уби­енном бывшем Государе Николае П. Это поставит Со­бор в очень острое отношение к властям. Этим, несо­мненно, воспользуются, чтобы начать жестокое гонение на Православную Церковь. Я признаю, что Церковь должна идти на мученичество, когда это не­обходимо, но вызывать это мученичество намеренно Церковь не должна».

Мирянин А.Б. Васильев: «Я думаю, что в этом во­просе Собор должен не политиканствовать, а следо­вать велению христианской совести и долга. [...] Если мы этого не сделаем, то введем в соблазн многие мил­лионы православного русского народа и дадим основа­ние к упрекам: «Ваша Церковь служит власти, покло­няется силе; раньше, когда бывший Царь был у власти, вы Его славословили, а теперь, когда этот человек в мо­гиле, когда сила и власть в других руках, вы не хотите даже помолиться об упокоении Его души».

Генерал от инфантарии Артамонов Л.К.: «Я не могу допустить, чтобы кто-нибудь мог с осуждением отнеститсь к молитве за Помазанника Божия. [...] Я земно кланяюсь Вам, Святейший Отец, [Патриар­ху Тихону], за то, что вы оправдали надежды всех нас — верующих православных христиан и русских людей».

Кандидат богословия В.Б. Богданович:«... Мы долж­ны заботиться не о том, чтобы не задеть чувства груп­пы людей, стоящих у власти, а о том, чтобы не оскор­бить чувств миллионов русского народа. Если мы не со­вершим моления об убиенном, то не сказали бы они, что мы из трусости не пожелали исполнить своего хри­стианского долга».

Член Высшего Церковного совета Раевский СМ.: «Не вызовем ли мы нареканий за то, что Собор посту­пил, не скажу преступно, но неосторожно. Ваше Свя­тейшество, вы готовы и пойдете на подвиг. Но к чему этот подвиг, когда существование Собора важнее под­вига».

Епископ Василий (Зеленцов): «Конечно, существо­вание нашего Собора дороже личного подвига. Но есть вещь дороже самого Собора — это Правда Божия. Са­мый Собор должен существовать ради этой Правды. [...] Убиенный бывший Царь для Церкви есть Помазанник Божий, и я буду говорить только с этой Церковной точ­ки зрения, совершенно забывая о всякой политике. От­ставной бывший Царь есть Помазанник Божий и так Он остается и после своего отречения от власти, ибо по­мазание с него не снято. Мы должны судить о Нем как о Помазаннике. Мы служили панихиду, когда убивали священников или архиереев — этих помазанников на иерархическое служение. Но вот убивается Великий Помазанник другого рода Благодати, убивается безза­конно, и мы теперь решаем, нужно ли служить по Нем панихиду. Двух мнений здесь быть не может». [...]

Торговый приказчик Рубцов Б.Г.: «Нам, мне кажет­ся, не нужно становиться на скользкую почву политических демонстраций. Это не дело Собора распи­сываться под словами Святейшего Патриарха. Это от­зовется впоследствии скорбным эхом. Я не разделяю взгляда, высказанного Святейшим Патриархом. Пусть Святейший Патриарх взял на свою совесть обличение убийства бывшего Императора, но Священный Собор не должен идти к политической демонстрации. Я умы­ваю руки от этой вредной демонстрации».

Кандидат богословия Б.К. Иеделъский: «Я, конечно, учитываю, что вследствие нашего выступления могут увеличиться злоба и ненависть против Церкви, увели­чится число жертв жестокости, число свяшенномучеников всех рангов, но этот момент пройдет. И мы должны приветствовать в речи Святейшего Патриарха не только великое героическое деяние, но отраднейший акт пробуждения христианской совести. Но нам говорят, что надо протестовать вообще против со­вершающихся ныне убийств и жестокостей. Это уже сделано Священным Собором, который еще в про­шлом году возвысил свой голос против жестоких дея­ний правительственной власти и осудил совершаемые ею насилия. Но если раньше подобного рода обличе­ния проходили без внимания и не оставляли глубокого неизгладимого следа в душе тех, к кому они обраща­лись, то это лишь потому, что тогда еще не соверши­лось того, что произошло теперь.

Некогда великая Россия опозорена. Святая Русь отреклась от всего священного, Россия раскрестилась, Россия покрылась позором всяких низких измен и от­речений. Но теперь, наконец, можно сказать, что за этим позором и отречением все же просиявает ее древний священный лик. И поистине вдохновенно сказал князь Трубецкой, что Святейший Патриарх через свое мужественное слово достойным образом при­общается к сонму великих Иерархов Русской Церкви: Патриарха Гермогена и Митрополита Филиппа, и про­явление христианского мужества Его Святейшества не может не пробудить усыпленную доселе религиозную совесть народных масс И вот, если Священный Собор объединится с Патриархом, и в полном единодушии с ним произнесет слова осуждения тому, что осуждено им, то все почувствуют, что жив еще Бог в сердце Рос­сии, что просыпается христианская совесть, что рано считать наше православие погибшим, что еще рано они издают свои безбожные декреты и, проливая кровь мучеников, льстят себя надеждой на скорую по­беду. А если эта кровь будет еще пролита, то мы повто­рим известные всем слова: «Кровь христиан есть семя христианства, и она принесет свой плод», и падшая Россия, пройдя через ужасы своей теперешней Голго­фы, снова воскреснет, а мы, свидетели духовного тор­жества над злыми силами, скажем тогда: «Да воскрес­нет Бог, и расточатся враги Его».

Протоиерей А.Б. Сидоров: «Меня тоже вызвала сюда речь первого оратора. Я понимаю, что Священ­ный Собор является выразителем мыслей и чувств пра­вославного населения, и посему должен возвысить свой голос против убийства бывшего Государя. Ведь православное население видело в Николае II Помазан­ника Божия и внимательно следило за Его судьбой. И теперь такое зверское отношение к Нему со стороны Уральского совдепа встревожило умы населения, и оно с нетерпением ждет, как отнесется к этому событию Священный Собор. И мы должны отнестись к этому факту так же, как Святейший Патриарх. Мы должны радоваться решимости Патриарха, который мужественно сказал всю правду, обличил преступление прави­тельственной власти, открыто заявил, что эта власть поступила против Божественных законов. Мы, со сво­ей стороны, должны твердо и во всеуслышание повто­рить, что убийство Николая II, совершенное без суда и без указания вины, дышит гнусною несправедливо­стью. Да и вообще мы должны смело говорить от Со­бора и обличать все действия нынешнего правительст­ва, которые направлены против Веры Христовой. И здесь мы должны коснуться также и отношения к Церкви со стороны органов правительства на местах. Вместе с обличением известного постановления цен­трального исполнительного комитета, мы должны по­требовать от этого комитета, чтобы на местах все пре­следования против духовенства и членов Церкви не были безпочвенны, а непременно были обоснованы на решении гласного суда. Кроме того, я прошу Священ­ный Собор не оставаться глухим к походам советских газет против религии. Прочтите только № 4 вечерней Красной Газеты... она наполнена самыми возмути­тельными кощунственными суждениями о Боге, о Пресвятой Богородице и вообще о Вере. И мы, конеч­но, должны выступить против таких гнусных деяний и писаний, и это будет не политическая борьба, не поли­тическая демонстрация, а защита Веры и Церкви Хри­стовой».

Протоиерей Павел Дахостский: «Я выпросил себе слово, чтобы познакомить в нем в кратких словах с тем, о чем теперь со вчерашнего дня очень много го­ворят в Москве. И если многие знают и говорят, то и члены Собора должны знать это и обстоятельно поду­мать. Дело в том, что вчера Святейший Патриарх в Ка­занском Соборе совершал Литургию, и, после Евангелия, выступил со словом, которое он произнес экс­промтом. Это слово, с разрешения Его Святейшества, я записал. Вот с ним-то я и познакомлю вас.

«Блаженни слышащий Слово Божие и хранящий е» (Лк. 11, 28)

Эти слова, сейчас прочитанные в Святом Еванге­лии, сказаны Иисусом Христом тогда, когда одна жен­щина из народа в порыве священного восторга от Его проповеди воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11,27), т.е. счастли­ва Мать, родившая и воспитавшая Такого Сына. Гос­подь, поставлявший в таких случаях родство духовное выше телесного (Мф. 12, 46—50), отвечает ей: «Бла­женни слышащий Слово Божие и хранящий е», т.е. больше чем родные Мне по плоти, счастливы те, кото­рые близки Мне по духу, которые слушают Мои слова и хранят их, живут так, как Я учу словами жить. Значит счастье, блаженство наше заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воплощении в наших делах Заве­тов Господних. Эту истину твердо помнили наши пред­ки. Правда, и они, как все люди, отступали от Господа, но умели искренно сознавать, что это грех, и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и стыду нашему, до­жили до такого времени, когда явное нарушение Запо­ведей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное.

Так, на днях, совершилось ужасное дело: расстре­лян бывший Государь Николай Александрович по по­становлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительст­во — исполнительный комитет — одобрил это и при­знал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осу­дить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не бу­дем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: безпристрастный суд над ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит пред нелицеприятным Судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти Себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ни­чего не предпринимал для улучшения своего положе­ния, безропотно покорился судьбе... И вдруг Он приго­варивается к расстрелу где-то в глубине России неболь­шой кучкой людей не за какую-нибудь вину, а за то только, что Его будто бы кто-то хотел похитить. При­каз этот приводят в исполнение и это деяние — уже после расстрела — одобряется высшею властью.

Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как хри­стиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претер­петь в уповании, что к нам будут отнесены Слова Спа­сителя нашего: «Блаженни слышащий Слово Божие и хранящий е».

Вот слово, произнесенное Его Святейшеством, мною записанное, просмотренное и одобренное Свя­тейшим Патриархом. Я наблюдал, какое впечатление производило оно на народ. Его Святейшество говорил с волнением. К сожалению, его слушали не все, но мне показалось, как показалось и другим, что те, которые слышали, почувствовали какое-то облегчение от соз­нания, что заговорили те, кому следует говорить и бу­дить совесть. Правда, на улицах говорят различно, не­которые злорадствуют и одобряют убийство, но ве­рующие будут чувствовать себя смущенными. Вчера, без всякой связи со словом Святейшего Патриарха, в Храме Христа Спасителя совершалась панихида. В храме Святителя Спиридона по требованию народа панихида совершена дважды. Народ ждет, что мы как представители и носители христианской совес­ти присоединимся не к тем, кто убивает и одобряет убийство, а к тем, кто осуждает убийство».

Патриарх Тихон: «Сейчас Собор исполнил свой священный долг — помолился об упокоении души быв­шего Государя Николая И. Собор благословляет архи­пастырей и пастырей молиться о сем на молебнах»25.

По сути, от полноты Собора, Святейший Патри­арх Тихон благословляет «архипастырей и пастырей молиться о сем на молебнах», а молебны, как всем из­вестно, в Церкви служат угодникам Божиим, Святым.

Русская Церковь в 1918 году признала соборно свя­тость Царственных Страдальцев, умученных от бо­гоборцев-иноверцев, и засвидетельствовала это на Со­боре. (Вспомним, что Батюшка Николай всегда гово­рил, что Царственные Мученики уже прославлены, духоносный пастырь открывал нам полноту Истины, только не все слышали его слово, как не услышанным остался многими и Святейший Патриарх Тихон).

Дальнейшее существование всей Церкви, всего ду­ховенства, монашествующих и мирян, было восхождением на Крестные Страдания вослед Царственным Мученикам. Это — путь Церкви в мире, во зле лежа­щем. Подлинная власть Церкви Христовой — Церковь гонимая.

«...Только с разгромом Собора, — писал архиманд­рит Константин (Зайцев), — на его последнем, уже тайном, совещании, ликвидационном, 2/15 августа 1918 года, оказалась возвещенной Истина — для тех, кто способен ее воспринять в разрез с господствующей Ложью. Два положения, определяющих сознание Рус­ского Православия, получили ясную формулировку.

Во-первых, Церковь отказывается от каких-либо суждений о своем будущем, почему в силе полной ос­тается только вопрос о верности Церкви в ее исходной преемственности.

Во-вторых, не имеет Церковь суждения примени­тельно к современности и о гражданском сознании русского человека, и требует Церковь от каждого рус­ского человека только одно: не действовать во вред ис­тинной Церкви.

Другими словами, Церковь, оставаясь в своей ис­ходной преемственной подлинности, отчуждает себя от вновь возникающего мира, а от русского право­славного человека, таким желающего оставаться, требует только одного: осознания себя в верности Церкви именно этой, исходной, в своей преемствен­ности сохранившейся и принципиально отчуждившейся от современного мира. Пред нами идеология катакомбная!»26

Часть духовенства и мирян избрали путь вынуж­денных уступок и компромиссов.

«Еще Святитель Тихон «мучился вопросом: «До­коле можно уступать безбожной власти?» Где та грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жиз­ни, притом не своей — жизни верных ему православ­ных чад?

Незадолго до кончины Патриарх поведал о своих тяжелых раздумьях первому кандидату в Местоблю­стители Патриаршего Престола Митрополиту Казан­скому и Свияжскому Кириллу.

— Ваше Святейшество, — ответил только что вер­нувшийся из заточения Митрополит, — о нас, архиере­ях, не думайте, мы теперь только и годны на тюрьмы. [...]

В другой раз, в беседе с тюремным врачом Жижиленко, будущим Епископом Максимом, Патриарх гово­рил о своих мученических сомнениях в пользе дальней­ших уступок советской власти. Делая эти уступки, он убеждался, что предел требований советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви..» 27

В 1991 году, Патриарх Московский Алексий II подведет некоторый итог существования Церкви на пути выполнения требований со стороны государства, имея отсчетом Декларацию Митрополита Сергия 1927 года: «Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между госу­дарством и Церковью — чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало ее своим дыханием, духом принудительности и безмолвности.

Декларация — это тяжелая страница в нашей ис­тории. Но она есть, и вырвать из истории ее нельзя. Люди более безпристрастные, чем мы, вынесут когда-нибудь свое суждение о том, насколько неизбежно было ее принятие тогда. Но сегодня мы вполне в состоя­нии заявить, что не эта Декларация лежит в основе се­годняшних отношений Церкви и государства, [...]

Мы не спешили на словах отказываться от нее, по­ка на деле, в жизни не смогли занять действительно не­зависимую позицию. За этот год [1991], я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки госу­дарства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация Митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею...» 28

«Я верю — из крови, из слез и огня

Мы встанем, былое безумье гоня,

И Русью Святой будет править, как встарь,

Помазанник Божий — исконный наш Царь»

Первый духовный урок, полученный от Батюшки, заключался в простых, емких, как заповедь, словах его святой души: «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога».

«Если человек не любит Царя и Россию, он никогда искренно не полюбит Бога. Это будет лукавая ложь».

Еще Батюшка говорил: «Россия не поднимется, по­ка не осознает, кто был наш Русский Царь Николай!»

«Вы задумайтесь, — напоминал Старец, — у нас на Руси Царя называют Батюшкой-Царем, отцом... А кого величают «батюшкой, отцом»? — Священника! Так обращаются к духовному лицу, к духовенству. Царь — личность и лицо духовное!»

Все служение наше Батюшке Николаю было слу­жением Святым Царственным Мученикам, поскольку молитвенное дыхание Старца было неотделимо от Их мучений и страданий. Что бы ни происходило в Церкви, России, в его жизни, в нашей жизни, какие бы скорби ни приводили к нему людей, он всегда направ­лял ум и сердце притекающих к нему за помощию к святым Страдальцам Царственным. Боль, неприят­ность, беда, — Батюшка утешит, вразумит и непремен­но напомнит: «А Вы посмотрите на Государя! Как Ему было тяжело!» И непременно скажет: «И чем Ему от­платили за все, что Он сделал для нас?! Царь по нам плачет, а мы о Нем и не думаем». Старец взращивал в наших душах искреннее чувство покаяния за невер­ность русского народа Царю, открывал сердца для по­нимания соборного греха измены Помазаннику Божию и пониманию христоподобной, искупительной жертвы Святого Царя-Мученика Николая.

«Без истинного покаяния нет истинного прослав­ления Царя, — говорил Батюшка. — Господь не дарует России Царя, пока не покаемся истинно за то, что до­пустили очернить и ритуально умучить Царскую Се­мью иноверцам. Должно быть духовное осознание».

«Особая красота в Царе, духовная красота, — про­стота и смирение».

«Царь Николай не расставался с молитвой Иису­совой: она Его хранила от бед и напастей».

«Господь дарует России Царя только после глубо­кого всеобщего покаяния».

«Святой Царь не отрекался, на нем нет греха отре­чения. Он поступил как истинный христианин, сми­ренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки покло­ниться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли».

«Надо всем просить Святого Царя-Мученика Ни­колая, чтобы не было войны в мире».

«Над Россией постоянно нависает меч страшной войны, и только молитва Святого Царя Николая отводит гнев Божий, — говорил Батюшка. — Надо про­сить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как Он там плачет за нас!»

В 1999 году говорил: «Бедная Россия! Сколько она терпит! Начали с Сербии, чтобы затянуть благочести­вую Россию... Вот, мои драгоценные, что означает сей­час святое слово Сербия — Сер-бия: бьют их... Мир наш грешный, конечно, заслужил войну... Но вот хра­мы восстанавливаются, Божественная Литургия совер­шается, Евангелие проповедуется... Господь помилует! Надо всем просить Святого Царя-Мученика Николая, чтобы не было войны в мире. Он любит и жалеет Рос­сию и умоляет Господа за всех и за весь мир. Царь по нам плачет, а народ о Нем и не думает!»

Батюшка говорил, что с 4/17 июля 1918 года на­висла тьма над любимой, родной Отчизной. Палачи с клеймом проклятия на челе распяли на Кресте Святую Русь, источив Священную Царскую кровь. Зверски умучена вся Святая Царская Семья с верными, не ос­тавившими Их подданными. Враг стал глумиться над Россией, Россией Царей и Христа...

В 2001 году Батюшка сказал: «Сатана скачет впри­прыжку, кругом бесы... Надо молиться, поститься и каяться». Пред своим блаженным переходом в Веч­ность, он благословил издать большим тиражом люби­мую келейную икону «Страшный Суд Божий» и про­сил, чтобы она была в каждом Храме. Также благосло­вил допечатать книгу «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного от­ца нашего Василия Нового Цареградского», вышед­шую, по молитвам Батюшки, во множестве изданий. Он сказал: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта книга была у каждого че­ловека на земле».

 

 

ПЛАЧ ЦАРСКОГО АРХИЕРЕЯ

Батюшка в наших беседах не раз обращался к тяж­кому греху, сотворенному в отношении Царя и Цар­ской Власти. Он напоминал, что причастность к нему не останется в очах Божиих неотмщенной, если чело­век не покается; скорбел, что многие говорят, что они не повинны в убийстве Царя, а унижают и злословят Его святое имя и поныне, не разумевая, что это тягчай­ший грех, и многие не думают даже о покаянии. «От такого непонимания и нераскаяния — не исцеляются раны на теле России», — говорил Старец. — Царь Ни­колай был высочайшим образом благочестия и полной преданности Воли Божией, Он хранил Русь и сознавал всю ответственность перед Богом. Почитайте, что от­крыто было прозорливцу монаху Авелю о святом Царе и о нашей страдалице Руси».

Плач вещего инока

Прозорливый монах Авель, на коем явно почивала благодать Божия, был вызван к Императору Павлу Петровичу для откровенной беседы о судьбах Царевых и судьбах Державы Русской:

« — О судьбе же Державы Российской было в мо­литве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще — жидовском.

— Что? Святая Русь под игом жидовским? Не быть

сему вовеки! — гневно нахмурился Император Павел Петрович. — Пустое болтаешь, черноризец...

— А где татары, Ваше Императорское Величество? Где поляки? И с игом жидовским то же будет. О том не печалься, Батюшка-Царь: христоубийцы понесут свое...

— Что ждет преемника Моего, Цесаревича Алек­сандра?

— Француз Москву при Нем спалит, а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но тяжек покажется Ему венец Царский, и подвиг Царского слу­жения заменит Он подвигом поста и молитвы, и пра­ведным будет в очах Божиих...

— А кто наследует Императору Александру?

— Сын Твой Николай...

— Как? У Александра не будет сына. Тогда Цесаре­вич Константин...

— Константин царствовать не восхочет, памятуя судьбу Твою... Начало же царствования Сына Твоего Николая бунтом вольтерьянским зачнется, и сие будет семя злотворное, семя пагубное для России, кабы не благодать Божия, Россию покрывающая. Через сто лет после того оскудеет Дом Пресвятыя Богородицы, в мерзость запустения Держава Российская обратится.

— После Сына Моего Николая на Престоле Рос­сийском кто будет?

— Внук Твой, Александр Вторый, Царем-Освобо­дителем преднареченный. Твой замысел исполнит — крестьян освободит, а потом турок побьет и славянам тоже свободу даст от ига неверного. Не простят жиды Ему великих деяний, охоту на Него начнут, убьют сре­ди дня ясного, в столице верноподданной отщепенскими руками. Как и Ты, подвиг служения своего запечат­леет Он кровью Царственною...

— Тогда-то и начнется тобою реченное иго жидов­ское?

— Нет еще. Царю-Освободителю наследует Царь-Миротворец, Сын Его, а Твой правнук, Александр Тре­тий. Славно будет царствование Его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет Он. — Кому передаст Он Наследие Царское?

— Николаю Второму — Святому Царю, Иову Мно­гострадальному подобному. На венец терновый сменит Он корону Царскую, предан будет народом Своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, миро­вая... По воздуху люди, как птицы летать будут, под во­дою, как рыбы плавать, серою зловонной друг друга ис­треблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безу­мии власть, и наступит воистину казнь египетская...

Горько зарыдал вещий Авель и сквозь слезы тихо продолжал: «А потом будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить Святыни ее, закрывать Церк­ви Божий, казнить лучших людей русских. Сие есть по­пущение Божие, гнев Господень за отречение России от Святого Царя. О Нем свидетельствует Писание. Псалмы девятнадцатый, двадцатый и девяностый от­крыли мне всю судьбу Его.

«Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего, услышит Его с Небесе Святаго Своего, в силах, спасе­ние десницы Его».

«Еелия слава его спасением 'Твоим, славу и велелепие возложиши на него».

«С ним есмъ в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 19, 7; 20, 6; 90,15-16).

Живый в помощи Вышняго, возсядет Он на Пре­столе Славы. А брат Его Царственный — сей есть тот, о котором открыто Пророку Даниилу: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего...» (Дан, 12,1).

Свершатся надежды русские. На Софии, в Царь-граде, воссияет Крест Православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный.......

В глазах Авеля Вещего горел пророческий огонь не­здешней силы. Вот упал на него один из закатных лучей солнца, и в диске света пророчество его вставало в не­преложной истине. Император Павел Петрович глубо­ко задумался. Неподвижно стоял Авель. Между Монар­хом и иноком протянулись молчаливые незримые нити.

Император Павел Петрович поднял голову, и в гла­зах Его, устремленных вдаль, как бы через завесу гряду­щего, отразились глубокие царские переживания.

— Ты говоришь, что иго жидовское нависнет над моей Россией лет через сто. Прадед мой, Петр Вели­кий, о судьбе моей рек то же, что и ты. Почитаю и я за благо о всем, что ныне прорек мне о потомке Моем Николае Втором предварить Его, дабы пред Ним от­крылась Книга Судеб. Да ведает праправнук: Свой Кре­стный Путь, славу страстей и долготерпения Своего... Запечатлей же, преподобный отец, реченное тобою, изложи все письменно, Я же вложу предсказание твое в нарочитый ларец, положу Мою печать, и до прапра­внука Моего писание твое будет нерушимо храниться здесь, в кабинете Гатчинского Дворца Моего. Иди, Авель, и молись неустанно в келлии своей о Мне, Роде Моем и счастии нашей Державы.

И, вложив представленное писание Авелево в кон­верт, на оном собственноручно начертать соизволил:

«Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Мо­ей кончины».

11 марта 1901 года, в столетнюю годовщину муче­нической кончины Державного Прапрадеда Своего, блаженной памяти Императора Павла Петровича, по­сле заупокойной Литургии в Петропавловском соборе у Его гробницы, Государь Император Николай Александрович в сопровождении министра Императорско­го двора генерал-адъютанта барона Фредерикса (вско­ре пожалованного графским титулом) и других лиц Свиты, изволил прибыть в Гатчинский Дворец для ис­полнения воли Своего в Бозе почивающего предка.

Умилительна была панихида. Петропавловский со­бор был полон молящихся. Не только сверкало здесь шитье мундиров, присутствовали не только сановные лица. Тут были во множестве и мужицкие сермяги, и простые платки, а гробница Императора Павла Пет­ровича была вся в свечах и живых цветах. Эти свечи, эти цветы были от верующих в чудесную помощь и предстательство почившего Царя за потомков своих и весь народ русский. Воочию сбылось предсказание ве­щего Авеля, что народ будет особо чтить намять Царя-Мученика и притекать будет к Гробнице Его, прося за­ступничества, прося о смягчении сердец неправедных и жестоких.

Государь Император вскрыл ларец и несколько раз прочитал сказание Авеля Вещего о судьбе Своей и Рос­сии. Он уже знал свою терновую судьбу, знал, что неда­ром родился в день Иова Многострадального. Знал, как много придется Ему вынести на Своих державных пле­чах, знал про близ грядущие кровавые войны, смуту и великие потрясения Государства Российского. Его сердце чуяло и тот проклятый черный год, когда Он бу­дет обманут, предан и оставлен всеми...»29.

Молился праведный Старец Николай, чтобы на­род наш воспринял предреченное и открытое Госпо­дом вещему монаху-прозорливцу Авелю о судьбах и бедах России, о том иге страшном жидовском, кото­рое полонило землю, и о мученической жертвенной любви Царя Николая, восшедшего на Крест, дабы пало это последнее иго на Руси Святой.

 

Царские Дни 1998 года на Острове

В Царские Дни 16-17 июля 1998 года на Острове, в Никольском храме Батюшки Николая произошло знаменательное для церковной жизни событие, отра­жающие все наши беды церковные, а значит, и отече­ственные. В тот год Святейший Патриарх и Священ­ный Синод обратились с Посланием к 80-летию убие­ния Императора Николая Второго и Его Семьи: провести всенародное, всецерковное покаяние по всем Епархиям в грехе измены Царю, лежащем на народ­ной совести. Слово Святейшего, Постановление Сино­да было напечатано в «Русском Вестнике», «Руси Дер­жавной» и, естественно, было разослано настоятелям монастырей и храмов через Правящих Архиереев. Гос­подь ожидал наших теплых молитв и покаянных слез за восстание и мятеж против своего Тишайшего и Смиреннейшего Царя. Уповал на это и Праведный Старец...

К тому времени Батюшка Николай уже не служил в храме (с 8.01.1998). На его место были назначены два новых священнослужителя. Они прибыли из Псково-Печерского монастыря, чтобы заменить отстраненно­го Патриархом предыдущего клирика, а Батюшка, за послушание сложившейся в Псковской Епархии «об­становке», «принимал автобусы и мазал маслом», пока были силы. «Истинный монах, — пишет Иосиф Исихаст, — это произведение Святого Духа»... Таковым был Старец Николай.

Он смиренно принял на свою святительскую главу скорби и гонения от духа нового времени, апостасийного времени. Новое духовенство вело себя по-новому: они считали Батюшку «своим прихожанином», слова и благословения убеленного сединами Старца никак не сочетались с современным понятием о послушании. Приехавшие отцы, к тому же, находились на послуша­нии у иных наставников и подчинялись им.

«Все искусственное и обыкновенное», — как гово­рил Иосиф Исихаст.

Нам, всем, молодым, да и не очень молодым, нужно было падать в ноги подвижнику святому, Старцу Ни­колаю, и просить его духовной помощи. Все мы, без ис­ключения, «подобно нежному росточку, нуждаемся в духовной мудрости и чистой истине», нашим душам необходим чистый свет, а сердцу — глубокие надрезы, чтобы вытек гной заблуждений, самочиния и страстей. У Старца было духовное орудие помочь каждому — смирение, а поскольку смирение — это Истина, он об­ладал высшими духовными дарованиями, ибо Старец Николай был Богонаученный, подобно Антонию Вели­кому, Преподобной Марии Египетской, Святому Онуфрию Великому, Макарию Великому. Господь ук­расил Старца всем необходимым для нашего спасения, особенно для монахов... Но враг посеял свои плеве­лы — и они взошли: новое духовенство позволило пло­хим помыслам пустить корни в себе. У Батюшки свое — старинное, царское, русское, святоотеческое, древнее, с любовию ко всем, тихое, неспешное, сокро­венное, немногословное, неофициальное; у новых кли­риков, — свой новый, административный закон, кото­рый всегда прав и которого они строго держались и не­укоснительно исполняли, требуя ото всех послушания себе и своему рассудочному закону, отвергающему жизнь сердца. С такими мерками понять Старца они не могли.

Батюшка несколько раз обращался к присланным служить вместо него новым клирикам с тем, чтобы они провели соборное Покаяние в храме на Острове. Каково же было огорчение Батюшки, когда он столкнулся с решительным и сознательным отказом! Он убеждал, уговаривал, просил хотя бы зачесть Послание Святей­шего и Синода, — но тщетно! В ответ на просьбу Стар­ца покаяться соборно, он услышал слова, что Святей­ший будет служить, его Послание передадут по телеви­дению, и все, кто хотят, могут посмотреть телевизор. Изумленный Старец сказал в ответ на это: «Мои драго­ценные, надо именно в Храме: пусть иконки послуша­ют наше покаяние»...

Старец просит покаяться пред иконками в Храме Божием...

Новое духовенство предлагает посмотреть телеви­зор и послушать, как Святейший будет читать Посла­ние...

Соборного Покаяния в Храме не допустили новые клирики...

Они начали чтение, предварив словами: «Мы не хо­тели читать это Послание о Царе, но нас заставили...» Зачитав несколько фраз из Послания, служащий иеро­монах перешел к обвинительной речи в лицо Русскому Народу...

На панихиде по Царской Семье священнослужи­тели «про себя», почти шепотом, произносили Их свя­тые имена, без благословенных, всеми чаемых слов: «Мученики Царь, Царица, Царевич», просто мирские имена: «Николай, Александра, Алексий», и ни слова (!) о Их Царственных мученических страданиях за Русь... Народ тихо стоял в храме, взывая к Правосудию Божию... Русский Народ страдал за своего Царя... Стра­дал Старец Николай, что вновь над нашей землей, на­шим Островом Православия пронесся вихрь материа­лизма и послушного администрирования... Но Русскому Народу, как писал царский служка Сергей Бехтеев: «...богатому в убожестве своем и сильному безсилием своим — не надо ни лукавых мудрований, ни циркулярных предписаний, он верует. Крепко верит он в силу и могущество Божие, и по великой вере его кресты и купола церквей обновляются и покрываются дивно сверкающим золотом, ограбленные раздетые иконы снова сияют новым чудодейственным блеском и невиданными красками; хромые ходят, слепые про­зревают, прокаженные очищаются и мертвые воскре­сают, потому что блаженные русские люди не сомне­ваются во Христе своем».

Русские люди не сомневаются в Царе своем...

«Царь грядет!» — укреплял нас духоносный Старец

Мы веруем, что не одиноки на крестном пути, что рядом с нами наш Царь-Батюшка, Страдалец и Пе­чальник за нашу Землю и Церковь, наш Заступник и неустанный о нас ко Господу Молитвенник. В этой ве­ре укреплял нас Старец Николай. Он говорил, что Царь слышит все наши молитвы и просьбы и притека­ет на помощь. Он, смиренный и благостный Хозяин Русской Земли, ведает наши сердца и скорби...

Господь оставил нам покаяние для нашего спасе­ния: если бы не было покаяния, никто бы не мог спа­стись. Батюшка скорбел, что в Храме, в Божьем храме не было Службы Святым Царственным Мученикам, где бы могли все соединиться — и Церковь Небесная, и Церковь Земная в молитве ко Господу, Божией Ма­тери и Царю о спасении России.

Воистину, пророческие слова великого Старца-прозорливца Николая: «Царь по нам плачет, а мы о Нем и не думаем»... Батюшка сокрушался: «Спит на­род, спит духовенство... Царь — Неповинный Страда­лец за Русский Престол, врученный Ему Господом, Царь — Хранитель и Хозяин Руси дорогой... Как умучили Святого Избранника — вся Россия покрылась безчетными крестами, и страдает, и мучается, пока не проснется и не опомнится... Царь ушел, простив всех нас, и мы должны просить у Него и у Господа проще­ния... Царь-Батюшка Николай очень, очень любил Рус­ский Народ...»

Скорбь Старца была столь глубокой, что он, после всего случившегося, вышел из келлии и подошел к стол­бу напротив его дома и несколько раз коснулся тихо лбом, сказав: «Лучше со столбом разговаривать, чем с такими священниками»... Когда один из иеромонахов, после панихиды по Царской Семье пришел к Батюшке на благословение, Старец взял у него из рук Служебник, со словами: «Вам он не нужен. Это — мой!»

В келлии он плакал: «Господи! Что это?! Надо было покаяться! А как надо каяться в Церкви? — Служить Литургию, просить, умолять Господа, и всем идти с мо­литвой на покаяние, исповедь... Сказать: согрешили против смиреннейшего и кротчайшего Царя... Госпо­ди, прости и помоги исстрадавшемуся Русскому Наро­ду!» Усугубило скорбь Старца в тот день состояние природы: вечером, во время Всенощной, 16 июля 1998 года, грозой расщепило ветвистую сорокалетнюю тую, росшую во дворике Старца, которую он привез из Вильнюса. Она украшала своей мягкой зеленью про­странство напротив оконца и радовала взор. Батюшка каждый день благословлял крестным знамением де­ревца и цветы, росшие на его земле. В этом событии Старец узрел знак Божий: «Это за то, что в Царские Дни в нашем Храме не очистили сердца... Если бы лю­ди покаялись, — то поняли бы, что без Царя нет Рос­сии. Прости меня, Господи, я у них выгнанный!»

Царский Архиерей плакал за изгоняемого из Русских Храмов Царя. Плакал, что люди, наущаемые врагом, гонят и гу­бят других людей...

Утешились мы с Батюшкой чтением любимого на­ми Старца Иосифа Исихаста, который, как бы пред­сказывая нашу боль, писал:

«Знаешь ли ты, каково, когда ты не искушаешь — тебя искушают?

Ты не крадешь — у тебя крадут?

Ты благословляешь — тебя проклинают?

Ты милуешь — тебя обижают?

Ты хвалишь — тебя осуждают?

Приходят без причины, чтобы тебя обличить, по­стоянно звать тебя прельщенным — до конца жизни? А ты знаешь, что это не так, как они говорят.

И видишь искушение, которое ими движет.

И, как виновный, ты каешься и плачешь, что ты та­кой и есть...

Поскольку воюют с тобой и они, и ты — воюешь сам с собой, чтобы убедить себя, что так и есть, как го­ворят люди, хотя это не так.

Когда ты видишь, что ты абсолютно прав, и убеж­даешь себя, что ты не прав...

Это искусство из искусств и наука из наук...»30

Божественная наука смирения...

К Царю Святому на поклон

После службы, все притекли от Никольского Хра­ма рукотворного к храму нерукотворному — мило­сердному и любящему Батюшке Николаю. Очень про­стому и близкому... Всем хотелось попечалиться о про­изошедшем в Храме, о страшной несправедливости, причинившей всем верующим боль. Каждый хотел по­делиться своими переживаниями, но Старец, внезапно, радостный вышел с образом Царственных Мучени­ков, осенил всех и благословил срочно встать на «цар­скую молитву»: «Книжечки с Акафистом у вас есть?»... Он начал петь величание Святым Царственным Анге­лам Земли Русской! И вновь засияло Небо! В сердцах воцарилась крепость и надежда, духовная радость и чистота... Никто нас не отлучит от любви к Богу и сво­ему Царю, а молитва принимается Господом на вся­ком месте! С нами Царский Архиерей, истинный пас­тырь Батюшка Николай, полагающий душу свою за овец... Приехавшие к Батюшке на Царские Дни духов­ные чада отошли ко кладбищенским вратам, где тихо, нараспев, стали молиться Царственным Мученикам... Сколько молитв ко Господу вознесено от этих воисти­ну Царских Врат, расписанных Царскими фресками! Со всей земли приезжали к Батюшке и обронили сле­зинку о Царе!..

«И не сдержать волны народной ее испуганным врагам: Россия будет вновь свободной, и мир падет к ее ногам»...

Батюшка смотрел сквозь время в Грядущее, с креп­кой верой на Единого Непобедимого... «Царь гря­дет!» — утешил русский светильник Веры... Он возно­сил молитву Царственным Мученикам, сугубо Царю, о ниспослании мира, он желал только мира всем, а не войны. Старец всегда повторял, и его слова вписаны в наши сердца: «Мир на земле — это дар Божий. Гос­подь не посылает войну за молитвы Царя-Мученика Николая. Просите Царя, чтобы не было войны. Нам Господа грешно учить и говорить Ему: «не посылай войну», а Царь Господа умолит..»

Возле Царских Врат горячо молились...

Мы молились Господу и просили, чтобы Он вернул нам Царя, в этом было вера наших сердец, этому учил нас незабвенный Батюшка Николаи, Царский молит­венник.

НАША ВЕРА

Пусть скорбь и гнет царят повсюду,

В сердцах рассеянных людей,

Пусть за Иудой шлют Иуду,

Нам лихолетья буйных дней.

В изгнаньи здесь, и там, в оковах,

В полях Отчизны дорогой,

Неся наш Крест в шипах терновых,

Не будем падать мы душой.

Томясь, молиться будем жарче,

Надеждой пламенной горя;

Чем ночь темней, тем звезды ярче,

Тем ближе светлая заря...

Не век судьбе слепой смеяться

Над нашей русскою бедой;

Не может сердце отказаться

От веры в Промысл благой;

От веры в то, что Он, Пресветлый,

Рассеяв тягостную тьму,

Вернется, радостный и светлый,

Опять к Престолу Своему.

И, всех простив Святой Душою,

Как Самодержец и Отец,

Воздвигнет благостной рукою

Свой Императорский Бенец31.

Все молились у Царских Врат, а мы с матушкой Иоанной, коленопреклоненно, несколько раз, по оче­реди, читали в келлии Акафист Царю Великомученику. Батюшка стоял на коленях, опираясь локтями на стул, всякий раз на кондаках и икосах благоговейно кре­стился. Матушка Иоанна сияла от радости, чувствуя несомненное присутствие в келлии Святого Царя. Ба­тюшка подтвердил словами наши предчувствия: «Ис­тинно, Государь сегодня здесь, со всеми нами, на Ост­рове... А ночью Он причастил меня Святых Христовых Тайн...»

Батюшка стал неземным и недосягаемым нашему плотяному разуму. Сердце ощутило, что безсилен враг, воюющий против Царской Руси, безпомощна злоба против Помазанников Божиих, свято верит и почита­ет народ своих пастырей-старцев богодухновенных; ве­ра народная, выстраданная, укрепится покаянием.. Подневолен Народ Русский, но избавлен Царской кро-вию и чает воссоединения со Христом, Русский Народ-Богоносец... Силен дух народный, он обновляется и просветляется...

«Царь грядет!» — молился Старец, и засияли ико­нами Царственными кладбищенские Врата.

«Русь Святая никогда не умирала и не умрет!» — промолвил царственно Царский Архиерей.

 

 

Содержание    Назад       Далее

 

http://voliaboga.narod.ru

Hosted by uCoz