Скачать книгу полностью. Скачать дополнительные фотографии.
Страница 7
Святитель Нектарий - Святой праведный Николай Псковоезерский- Старец Николай (Гурьянов) |
КНИГА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) |
ЦАРСКАЯ ХАРИЗМА Искупление, совершенное Господом нашим Иисусом Христом, это — спасение падшего человека, всего человечества, возведение его в данное при сотворении Господом достоинство, обожение грешного человека через Крестные Страдания Сына Божия... Всех мучеников за веру Христову Старец считал живой и святой жертвой Богу, все оставивших ради Христа, ибо дух их на земле живет уже не земною жиз-нию, они стремятся, «спешат, — говорил Батюшка, — переселиться на Небеса». Эта устремленность прочитывалась в письмах Царственных Мучеников и размышлениях Мученика Григория. Во время чтения Батюшка всегда обращал наше особое внимание на жертвенный плод их сердец. «Смерти не боюсь, — говорил Мученик Григорий, — напротив, буду рад, что Господь Бог прекратит мои земные страдания... Бог дал мне чудное призвание погибнуть за спасение обожаемых монархов и Святой Руси». В отношении Царственной Жертвы, Батюшка, для разъяснения, указал нам на труд Святителя Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического «Последние дни земной Жизни Господа нашего Иисуса Христа», и на труд Мученика Святителя Андроника Пермского, где обосновывалась эта жертвенность: «Древнецерковное учение об Евхаристии, как Жертве — в связи с вопросом об Искуплении»... Основные мысли, которые изложил Святитель, следующие... Святой Архидиакон Стефан Первомученик принес себя в жертву Богу — и этим показал всю силу желания своей души приобщиться к Нему. «Так же и Царь, — напоминал Старец, — желал быть жертвой Богу за Россию! Понимаете, за Русь! Как законный, стерегущий ее от врагов Царь, Поставленный Самим Господом!» Святой Григорий Нисский писал: «Пусть сыны иудеев узнают оружие христиан, которое великий Стефан, употребив для отмщения мучителям, своим примером дал закон для нашей жизни. Они, со зверскою бесчеловечной яростию обступив святого, все имели одну только цель: все, что было под рукою, обратить в оружие против Стефана; а он как некий священник, по духовному закону закалаюший чистую жертву, приносящий не чужое, а собственное тело, вместо возлияния изливающий кровь, сам собою за согрешивших умилостивлял Бога, Которого зрел в недоступных Небесах, за убийство отмщая благодеянием, вопия в слух убийцам и говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60). Он молитвою изглаждал грех их, который убийцы вписали своими беззаконными руками. Они, раздражаясь даже молитвою, не переставали бросать камни до тех пор, как великий Стефан, засыпанный ими, как нежными цветами, или как: бы покрытый какою легкою росою, погрузился в сладкий и блаженный сон». Поэтому Господу приятна жертва Архидиакона Стефана, так как она — свидетельство полного сораспятия Христу. Жертва Царя Николая, говорил Батюшка, — полное сораспятие Христу, жертва за Русь Святую. Если Архидиакон Стефан, как некий священник, по духовному закону закалал чистую жертву, себя самое, как мы можем не воспринять искупительной жертвы Русского Православного Царя, который, по учению Святой Православной Церкви, является на земле «живым образом и подобием Христа Царя, живущего на Небесах, ибо Помазанник Божий саном своим Царским есть образ и подобие Христа Господа» (Святитель Димитрий Ростовский). Царь — внешний Епископ Церкви. Слава Царей Православных состоит в том, — учит канонист Церкви Вальсамон, — «что он подобно солнцу освещает блеском своего Православия Вселенную. Сила и деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как Патриарх есть только духовный пастырь». «Такова сила Царской харизмы!» — говорил благодатный Старец Николай. Постичь величие жертвы Царя Николая необходимо, она исключительна для русских людей, Русской Церкви, потому что именно наши предки дали Господу в 1613 году Соборную клятву на верность Царскому Роду Романовых. Глубину и духовную значимость нарушения клятвы ведал Царский пророк Григорий Новый, он и заклал самого себя, чтобы предотвратить этот соборный грех. Об этом соборном клятвопреступлении постоянно плакал и молил Господа о прощении великий Старец Земли Русской Николай. Батюшка всегда повторяв: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти, да долголетен будеши на земли. За почтение родителей Господь продлевает жизнь»... Царь — отец Народа, за небрежение и предательство отца Господь посылает испытания. Попрание отца именуется хамовым грехом: Хам посмеялся над отцом своим Ноем, и праведный Ной проклял потомство Хама, а проклятие тяготеет и поныне на черных племенах, хамитах. «Наш Святой Царь, — говорил богодухновенный Старец Николай, — искупил Своими крестными страданиями соборную клятву Русского Народа и простил всех за измену и предательство: и Церковь, и народ; а мы не приносим должного покаяния и не плачем о Царе пред Господом. Ведь за Царские добровольные, жертвенные страдания мы сохранены Богом и не наказаны, как: заслужили. Надо всем умолять Царя о прощении». Святая Русь всегда любила белый цвет. В Толковом словаре В.И. Даля, — отмечает В.К. Невярович, — находим: «Народ называет белым: Веру свою, Царя и Отечество». Пословицы русского народа отражают высоту белого цвета: «На Белой Руси свет не без добрых людей», «черное к белому не пристанет», «свет бел, да люди черны». Вспомним слова Императрицы-Мученицы Александры, не оставившей гонимого всеми Старца Григория: «Белое не сделаешь черным, а чистого не очернишь»... Именно с эпитетом «белый» вошли в наш язык понятия: белые ризы, белый свет, белая береза, белая совесть, белое лицо... Белый цвет на Руси издревле являл особое предназначение Царского служения, в великокняжеском обиходе белое платие было в великом почтении, потому-то Русь часто называли Белою, а Русского Государя именовали Белый Царь. Белый цвет — это знамение чистоты, невинности, непорочности, святости: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Отк. 3, 5) «Я увидел под жертвенником души убиенных, за слово Божие и за свидетельство, которое они имели,.. И даны были каждому из них одежды белые» (Отк. 6,9—10). Белый цвет — белый свет, цвет ангельской, благоуханной чистоты...
БЕЛАЯ СТАЯ Думали: нищие мы, нету у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так, что сделался каждый день Поминальным днем, Начали песни слагать О великой щедрости Божией Да о нашем бывшем богатстве Часто Батюшка выносил из внутренней келлии какую-нибудь книгу или рукопись и говорил: «Давайте, почитаем»... Он очень любил стихи. Тонко чувствуя слово, ценил Богом данный человеку дар облекать мысли в поэтическую совершенную форму. Батюшка мало говорил, любил простоту и четкость, ясность, потому и близки ему были русские поэты и духовная поэзия. Он просил читать чаще детям хорошие стихи, ибо они «умягчают сердце». «Некоторые стихи, — говорил он, — как молитва, и человек, читая их, беседует с Господом, а потом он полюбит саму молитву, его будет тянуть к ней, чтобы покаяться перед Творцом». С детства он собирал и переписывал духовные стихотворения, поэмы и сказания. (Сборник духовных песнопений Батюшки Николая «Слово Жизни» сейчас есть почти в каждом Храме.) Даже в ссылке Батюшка переписывал духовное слово. В последние годы своей жизни, к Батюшке Николаю обращалась за духовными советами Анна Андреевна Ахматова (1889^ 1966), ее можно было назвать духовной дочерью Батюшки, так он сам говорил. (У Батюшки долгое время хранились письма Анны Андреевны, он многим показывал их и читал. Кому-то они понадобились: однажды, вернувшись после Всенощной в келлию, Старец обнаружил замок сорванным, а многие бумаги и рукописи из его келлии исчезли, как был украден из Храма, из Святого Алтаря, Крест — благословение Митрополита Вениамина, который Старец хранил на Престоле.) «Мы с ней много раз встречались, с Анной Андреевной, были друзьями, — говорил Старец. — Она была чудный, верующий человек, много перенесла и страдала сильно, а ушла ко Господу монахиней». Мы не спросили Батюшку, была ли Анна Андреевна пострижена в монашество перед уходом в Вечность или нет, потому что это — тайна ее сердца. Для нас важно духовное слово Старца, определяющее итог земной жизни человеческой души: душа рабы Божией Анны отошла в Вечность, облеченная в белые монашеские ризы, и мы светло радуемся об этой милости Спасителя к ней. В Батюшке Николае все видели и чувствовали необыкновенную, сострадательную любовь ко всякому созданию: он никого не судил. Сострадание — было основой его пастырского служения; оно сияло в Батюшке и научало и нас видеть и чувствовать чужую боль и немощь, помогало не ожесточаться во время искушений, но учиться прощать и молиться за причиняющих зло. «Все одинаково боримы врагом, — вздыхал Батюшка, — только один сопротивляется ему, другой и не думает, а иному — некому помочь в этой борьбе духа». Незабвенный Батюшка, думается мне, уже рожден был в наш грешный мир с сострадающим и милующим сердцем, потому Господь и посылал ему в «друга искренние» молитвенников-отцов, которые укрепляли его на благословенном пути сострадания. Воспринял Старец эту бережность к душе и от Митрополита Вениамина, и Валаамских пустынников... Божественные отцы учат нас смирению и терпению, венец коих — тихая и никогда не престающая Любовь Христова. В свой сборник «Слово Жизни», он включил стихотворение Ярослава Смелякова, посвященное Анне Ахматовой. Батюшка поместил его перед своей «Автобиографией»... пятым от конца... Завершающим, итоговым, венчающим путь странника на земле... Не позабылося покуда, И, надо думать, навсегда, Как мы встречали Вас оттуда 14 провожали Вас туда. Ведь с Вами связаны жестоко Людей ушедших имена, От Императора до Блока, От Пушкина до Кузьмина. Мы ровно в полдень были в сборе. Совсем не в клубе городском, А в том Большом Морском Соборе, Построенном еще Петром.
И все стояли виновато Среди хоругвей, вдоль Икон — Без полномочий делегаты, От старых питерских сторон. По завещанью, как по визе, Гудя на весь лампадный зал, Сам протодиакон в светлой ризе Вам отпущенъе возглашал. Он отпускал Вам перед Богом, Все прегрешенъя и грехи, А было их не так уж много — Одни поэмы да стихи. «Мне вспоминается ночь с 23 на 24 июня 1989 года, — пишет исследователь творчества Анны Андреевны. — Поздно вечером мы с друзьями пришли к могиле Ахматовой. Она пламенела лепестками тюльпанов, тускло освещаемых десятками свечей. Я поставил в изножий креста свечу в лампадке, привезенной из слеп-невского дома [...] Веяло прохладцей, туман плыл низко над озерными водами. По береговой тропинке к нам вышел старик в поношенных кедах, с рюкзаком за плечами, с ножом за поясом. «Откуда вы, дедушка?» — спросили мы его. «Издалека, — ответил он, — из Сибири. Да нас тут много — поглядите, вон костерки жгут, греются». Мы поглядели по берегам озера — тут и там дымились невысокие костры. «А зачем вы приехали сюда?» — спросил я. «Как зачем? — удивился старик, — надо Аннушку ведь помянуть. Ведь она всю жизнь за правду стояла, как же не приехать, не помянуть...» Я понял, что это съехались, сошлись, чтобы помянуть Ахматову в ее столетнюю годовщину. [...] Мне показалось тогда, что времена Анны Ахматовой имеют и еще одно измерение — они тайно живут в неистребимой душе народа, с которым она связала себя навеки великим русским словом»42. «Она всю жизнь за правду стояла», — так оценил ее труды верующий русский народ, именно за это глубоко уважал Анну Андреевну Батюшка Николай, ибо все минет — одна Правда Божия останется. Батюшка учил нас любить Слово, Слово Божие, и всегда хранить сердце, очи и уста. Каждое наше слово записывает Ангел, говорил он, и о нем будет спрошено в день Суда. Просил не судить друг друга, ибо это — не наша мера, судить нас всех будет Господь и наша совесть. «А совесть каждого человека уже видна в его словах и делах, — говорил Батюшка. — Мы ведь чувствуем, как каждый человек хочет спастись и упокоиться в Царствии Небесном, со Христом. Не надо его отталкивать, надо помочь ему». Вот звуки души, простирающейся вослед Христу и облеченной в белоснежные, благоухающие монашеские ризы, которые видел духовным оком в человеке незабвенный Батюшка Николай: Великую зиму я долго ждала, Как белую схиму Ее приняла. И в легкие сани Спокойно сажусь... Я к вам, китежане, ао ночи вернусь. За древней стоянкой — Один переход... Теперь с китежанкой Никто не пойдет, Ни брат, ни соседка, Ни первый жених, — Лишь хвойная ветка, Дя солнечный стих, Оброненный нищим, И поднятый мной... В последнем жилище Меня упокой43..
Благодатный Старец видел ясно душу каждого человека. Он полностию прозревал сокровенное сердца, видел не только мысли и чувства, но и движения помысла, прилоги. Однажды, у одной матушки, некоторое время не было известий от сына, она часто звонила ему, но с Острова не могла дозвониться. Встревоженная, глубоким вечером, уже к ночи, она обратилась к Старцу: «Отче, я переживаю, где мой сын, все ли спокойно у него?» «Не волнуйтесь, матушка, — сказал Старец, — у него все хорошо, Ваш сын в Питере»... Матушка встревожилась еще больше: они живут в Москве, идут занятия в институте, о каком Питере может идти речь? На следующий день, по молитвам Батюшки, она прозвонилась домой и спросила: «Где ты был?» «Дома, — ответил сын. — Но Батюшка сказал, что ты в Питере!» После некоторого молчания, она услышала слова: «Господи! Как удивительно прозорлив Батюшка! Мама, сегодня во сне я ходил по Питеру, по его святыням и памятным местам, там, где мы были еще в десятом классе с гимназией...» Обращавшиеся к нему, часто даже без слов со стороны Старца, ощущали, что он видит все, что происходило в душе, — и общались с ним молитвенно. В таком отношении между духовником и чадами приоткрывалась благодатная сила молчания. Авва учил молчанию духовному: даже не сказав ни слова, лишь побывав в келлии отца-наставника, подле него, человек получал утешение и облегчение, а также наставление и вразумление. Праведный Старец имел дивный дар прозрения сердца и благодать врачевания его. Этот обильный дар позволял ему «обильно» спасать недугуюших. Рядом с Батюшкой отступало от души все поверхностное и наносное, греховное, душа очищалась и могла видеть себя такой, какая она есть: без искажений. Открывался «внутренний» человек, сокровенное сердца. Батюшка очень любил молчание. Это было одной из его высочайших добродетелей. Он всегда скрывал свои подвиги и не желал рассказывать о своей подвижнической жизни. Очень редко он приоткрывал завесу, скрывавшую его ослепительно белую душу от этого мира, который он не видел и не воспринимал. Он молился о душе пришедшего человека, чтобы она открылась, покаялась, очистилась и наполнилась благодатным светом... Преподобный Гавриил Спасо-Елеазаровский говорил: «В этом познается, насколько высока и ценна чистота души. Тогда только, когда душа отрешена от всего суетного и греховного, как бы завеса спадает с ее душевного ока, и вот она прозрела и видит то, что не было для нее ясным, и чего не видит занявшийся суетной жизнию мир»... Подле Батюшки, каждый ясно видел свои грехи и немощи, понимал, в чем корень его греха и приходил к истинному раскаянию и искреннему желанию исправить свою жизнь... И только тогда, когда душа человека очищалась и желала услышать слово спасения, Старец говорил с кротостию несколько слов на пользу душе. Как драгоценное сокровище, уносил человек в сердце своем эти слова, и хранил... Слова Батюшки были простые, но преисполненные благодатною силою, которая и укрепляла человека. Прозорливость и пророческий дар он прикрывал вскользь высказанными серьезными замечаниями, произнесенными иногда «вдруг» и «не к месту»... Многое из сказанного становилось понятным, или же сбывалось, спустя какое-то время. Иногда проходили годы... Он никогда не ранил душу человека... называл ее «самым дорогим сокровищем вселенной»... «Надо беречь человеческие души для Царствия Небесного!» —говорил Батюшка, Он имел чистое сердце, чистую душу. Думается, он сохранил ее чистоту, дарованную от рождения Господом, и выбелил, возвысил, соделал блистающей... Белоснежная душа Старца, отражающая Небесный Свет и щедро освещающая каждого, кто к нему приходил с открытым сердцем! Святого Исаака Сирина вопросили: «Что есть чистота сердца?» Он ответил: «Сердце милующее, сердце любящее... Это сердце тоскует о сломанной былинке, о покалеченном дереве, а не только о страдающем человеке». И Сам Христос Спаситель называл блаженными — счастливыми людьми — людей с чистым сердцем... И они Бога узрят... А иные, как незабвенный Авва Николай, зрели даже в детские годы, при земной жизни, и ныне зрят и радуются в Блаженной Вечности. Душа человека — это птица, сокровенная и ранимая, это — дуновение и дыхание Божие. При бережном отношении к ней самого человека и близких, она просыпается, пробуждается и расцветает, превращаясь в большую и сильную белую птицу. Крепнут и растут крылья духовные — молитва и покаяние, а когда она возрастет в меру Христову, отделяется от бренного тела, глины... И воспаряет в сияющую синюю высь светозарных Небес... И летит на крыльях Душа человека, хранимая Ангелами, ко Сладчайшему Спасителю мира Христу... Человек! Чело вечное! Остановись, помолись, примирись со всеми и прости всех, осени себя крестом и посмотри ввысь: над тобою постоянно пролетают птицы... Души людей, драгоценнее которых нет ничего на этом белом свете!.. Ты видишь? Тихо летит по Божиему Небу чья-то душа... Белая стая... Не стреляйте белых лебедей!..
«ЦАРЬ НИКОЛАЙ — САМЫЙ ВЕЛИКИЙ, ОН ЗА ВЕЧЕРЕЙ ВСЕХ БЛИЖЕ К ХРИСТУ» Старица... смотрит, и видит, молитву честную творя, Рядом с Христом — Самого Страстотерпца Царя. Лик Его скорбен; печаль на державном Лице; Вместо короны, стоит Он в терновом венце; Капли кровавые тихо спадают с чела; ,Аума глубокая в складках бровей залегла. Смотрит отшельница, смотрит, и чудится ей — В облик единый сливаются в бездне теней Образ Господень и Образ Страдальца Царя. [...] Слышится слово, Заветное слово Христа: «^щеръ, не печалься; Царя твоего возлюбя, Первым поставлю Я в Царстве Святых у Себя!»44 Батюшка Николай дал прочесть это стихотворение Сергея Бехтеева, которое хранилось у него на листе, напечатанном на машинке, со словами: «Видите, как Господь возлюбил Царя и причислил Его ко избранным святым... Спаситель возвысил Царя Николая за Его крестное смирение... Царь Николай — великий Святой»... Это откровение-видение Дивеевской Старице было в 1917 году, когда Благоверный Государь Император Николай II был жив и царствовал на Престоле. В этот год, последний год русской жизни с Царем, Господь посылал чрез Ангелов видения старцам святым и отрокам, дабы открыть Крестные Страдания Избранника Своего Царя Николая малому стаду и возвестить о грядущей Небесной Славе Царя. Через эти откровения, мы имеем несомненную веру в особую милость Божию к России за искупительную жертву Царя, об этом нам постоянно напоминал незабвенный Батюшка Николай: «Любите Царя, и не забывайте, что Он принес Себя в жертву ради России». Видение, бывшее Митрополиту Макарию Московскому (Невскому), Батюшка считал сугубым откровением о духовном небесном избранничестве Царя и о спасении Русской Церкви. Сергей Нилус, по словам Чудотворца Иоанна Кронштадтского «без поклонов в Царствие Небесное вошедший за то, что опубликовал «Протоколы сионских мудрецов», так передавал это откровение Божие: «Вскоре после революции 1917 года, Митрополит Московский Макарий, беззаконно удаленный с кафедры Временным Правительством, муж поистине «яко един от древних», видел сон. «Видел я, — передавал он одному моему другу, — поле. По тропинке идет Спаситель. Я за ним и все твержу: «Господи, иду за Тобой!» А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: «Иди за Мной!» Наконец, подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: «Иди за Мной!» И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь в Моих руках две чаши: вот это горькая для Твоего народа, а другая, сладкая, для Тебя». Государь падает на колени и долго молит Господа дать Ему выпить горькую чашу вместо Его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь, и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и Своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину Русского Народа на Себя, и Русский Народ прощен» 45 «Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь»... В книге Пророка Исайи есть откровение: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6, 1—7). По толкованию Святых Отцов и учителей Церкви (Василия Великого, Блаженного Феодорита), горящий уголь, взимаемый с Алтаря Божия, попаляет как огонь все нечистое в человеке — беззаконие и грех, — Благодатию Божией очищая и просветляя. У Пророка Исайи очищаются именно уста, ибо собственно ими будет служить Богу Исайя. Почувствовав себя чистым, Исайя добровольно идет проповедовать народу еврейскому, ожесточенному сердцем, огрубевшему и не способному до времени принять проповедь его о пришествии Мессии, Христа Спасителя. И народ еврейский обречен на страшное опустошение, доколе сердце его не смягчится, и станет тогда возможным обращение к Богу... Но народ сей был сохранен Богом, как свидетельствует Пророк Исайя, так как Святое Семя (Мессия, Спаситель) еще не пришел, и поэтому народ, из среды коего Он должен произойти, сохранил свое бытие... Государь Император, Святой Царь Николай, вымолив у Спасителя горькую чашу, принимает раскаленный уголь, вынутый Спасителем из чаши, очищается и просветляется всем естеством Своим и вземлет на Себя грехи Народа Русского, Народа Богоносца, так тяжко согрешившего, падшего, но сохранившего в недрах своих Веру во Христа и явившего множество Святых угодников Божиих, молитвами и предстательст-вом коих отвергается греха и пламенно взыскует покаяния и Царствия Небесного. «Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и Своими руками раздает ему манну»... В Откровении Святого Евангелиста зрителя судеб Божиих Иоанна Богослова сказано: «побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). Под сокровенной манной можно разуметь Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Кои приемлются верующими в Таинстве Евхаристии. Это Таинство является Божественным даром, веруем мы несомненно, не отнятым у Русского Народа, — свершением Божественной Литургии, сохранением Церкви Земной Воинствующей — ценой жертвы сонма Русских Мучеников, Страстотерпцев, Исповедников и Преподобных, звездой пресветлой среди коих сияет Многострадальный Царь-Искупитель Николай. «СТЫДНО ГЛЯДЕТЬ В ЦАРСКИЕ ОЧИ» Батюшка Николай очень любил Сергея Бехтеева, царского поэта, любил слушать его стихи и считал их необходимыми для поднятия русского, царского духа; благословлял раздавать паломникам, приезжавшим к нему. Благословлял распространение записей и книг о Царственных Страдальцах, Великомученике Царе Иоанне Грозном и Старце Григории Новом Русском, выпущенных православным обществом «Благословение». С какой любовию и благодарностию принимали верующие все это из рук благодатного Старца! Книги и кассеты даже лобызали, кто-то делал поклон Батюшке, благодарили, что предостерег их души от страшного греха хулы на святых. Радость духовная, просветление, отрезвление, открытие духовных очей, — так воспринималась народом проповедь Старца Николая о святых угодниках, оклеветанных врагом и его служителями тьмы. Царская проповедь Старца была подобна всей его богоугодной жизни — смиренной, молитвенно твердой и постоянной: изнемогавший от слабости плоти, возраста, перенесенных в узах страданий, Старец до последнего дня окормлял Царское служение православных христиан. Многое, созданное в Церкви для прославления Царской Семьи, Мученика Григория Русского, Царя-Великомученика Иоанна Грозного — благословлено его святой рукой и освящено и укреплено его благодатной молитвой. Песнопение Геннадия Пономарева «Царь Николай» считал глубоким по содержанию и духовно-благодатным по мысли. Слыша первые слова: «Стыдно глядеть в Царские очи...», — крестился и говорил: «Именно так! До сих пор должно быть всем стыдно! Царя продолжают ненавидеть и клеветать на Него... Собирайте сейчас все, что можно достать о Царе: иконы, духовные книги, портреты, истинные воспоминания... все». Мы спрашивали, почему, ведь 2000 год, Царя-Мученика прославили, теперь многое откроют и опубликуют... «А вы послушайте меня, потом вспомните мои слова и поймете: столько напишут и такое, что в руки нельзя будет брать... Свято берегите Святого Царя и Святую Русь!» Царь Николай Я тишину вздохом нарушу, Затрепетав, как у Креста, С календаря смотрит мне в душу Царь Николай взором Христа. Стыдно глядеть в царские очи, Но оторвать взора нет сил, И я шепчу тихо средь ночи: «Царь Николай, Ты всех простил!» Капают слезы, светятся лики, Чувствуя жертвы Твоей высоту, Царь Николай — самый великий, Он за Вечерей всех ближе к Христу. Все в новых бедах народ изнывает, Но не погибнет, Тобою храним. Всем, кто в молитвах Тебя призывает, Сразу на помощь являешься им. В веке семнадцатом, Богу в угоду, Русский Народ, как едины уста, Клялся на верность Романову Роду, Вплоть до Второго Прихода Христа. Новые скорби и новые беды Шлет сатана Православной Руси. Царь — наше знамя грядущей победы, Царь — наше чаяние на Небеси. В доме Ипатиева камни вопили, В дырках от пуль била Царская кровь. Пели там Ангелы, трубы трубили, Царь Николай — Твое имя — Любовь! Как на Кресте, на полу распростертый, Ты претерпел за Христа до конца, Выкупив Русь искупительной жертвой, Богом увенчан сияньем венца. Не растопить архиерейского сердца И не услышав: «Увы мне, увы!», Плачет икона Царя-Страстотерпца Миром священном во храмах Москвы.
Средъ ритуальных заклятий и стонов, Всеми оставленный, Родину спас Но до сих пор не с икон освященных, А с фотографий взираешь на нас. Жизнь протекает безрадостно мимо, Свечками дни оплывают, горя. Но счастлив я, что в России любимой Смог исповедать Святого Царя! Только поклонится люд лжемиссии — встанет за Русь православная рать. Время настанет, и в Царской России Будет весь мир свои души спасать! Я тишину вздохом нарушу, Затрепетав, как у Креста, С календаря смотрит мне в душу Царь Николай взором Христа*6
ПРАВЕДНЫЙ СТАРЕЦ НИКОЛАЙ О ГРЕХЕ ОСУЖДЕНИЯ ЦАРЕЙ И ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ Батюшка Николаи всегда говорил, что велик грех осуждения Помазанников Божиих, поскольку это грех против Господа: Царская власть утверждена на земле Самим Господом. Осуждающие Царей испытывают долготерпение Божие, и это в Очах Его — тоже великий грех. «За это может быть страшное наказание Вожие Церкви», — говорил Батюшка. Старец напоминал, что почитание Царя и Царской власти — это Евангельская заповедь, которая дана всем христианам, и грешно ее нарушать. Мы спрашивали благодатного Старца, как поступать церковным людям, когда идет поношение светлой памяти Царей, особенно сейчас, Благоверного Первого Помазанника Божия Русского Царя Иоанна Грозного. Батюшка отвечал: «Надо сразу, как услышите или прочтете, перекреститься и помолиться о согрешивших, попросить Господа, чтобы Он их простил за осуждение Помазанника, Святого Царя. А неправду и ложь, которую сочиняют на Него, ни читать, ни слушать не надо, чтобы самим не повредиться. Праведников же подобает твердо защищать, и ложь на них — обличать. Надо любить святых». Батюшка говорил, что клевета, от которой страдали многие святые, страшно тяжелое испытание (он имел в виду, в данном случае, Царя Иоанна). Клевета — дело безумное, и человеку, ставшему ее жертвой, нелегко, а иногда и невозможно, оправдаться. Батюшка еще говорил, что Святому Царю Иоанну не нужно было оправдываться, ибо совесть Его была пред Богом и Церковию чиста: Он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих, Он был Первовенчанным Царем, собравшим воедино Святую Русь. Историк-исследователь Николай Козлов отмечает, что в 1550 году Царь Иоанн Грозный писал к Польскому Королю Сигизмунду «о лихих делах от жидов, как они наших людей от Христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и напасти многие нашим людям делали»47. «И Царское — небесное, и человеческое — земное, — все у Него было очищено в очах Божиих, и было законное», — говорил Батюшка. — Это был высокой духовной жизни и святости Царь!» Благоверный Царь Иоанн имел душевный мир и сердечный покой, приносящий радость и крепость сердцу, потому и смог вынести страшные нападки от самого диавола, который поразил многих злобной не-навистию к Царю. «Он спасал себя только молитвой, и молитва его была слышима Господом, Который и давал Ему силы чрез все пройти и стяжать Благодать святого Угодника Божия», — говорил Старец. Размышляя о Царе Иоанне Васильевиче, Батюшка все время обращал наше внимание на то, что Он стяжал чистоту сердца и не испытывал укоров. Обратимся к страницам Истории Русской Церкви М.В. Толстого, описывающей взятие Державным Русским Царем Казанского ханства. «Какое величие духа и Веры в Царе Иоанне!» — говорил Батюшка Николай. «Блистательный поход его имел совершенное подобие Крестового, торжественность обрядов церковных мешалась с упражнениями воинскими; молебствия начинали и заключали каждый подвиг. В виду Казани расположился необъятный стан русский, и близ шатра Царского разбит шатер Церковный. Пред началом приступа все войско очистило совесть исповедью. Царь молился в походном храме, при совершении Литургии готовясь к принятию Святых Христовых Тайн. Когда диакон возгласил слова Евангелия: «Будет едино стадо и Един Пастырь]», грянул гром первого взрыва подкопов; при словах ектиний: «Покорите под нозе его всякого врага и супостата», — второй взрыв поднял на воздух стены казанские. Сеча закипела, но Царь причастился и дождался конца Литургии. Едва успел Он сесть на коня, как принесли Ему весть: «Казань взята!» Это событие свершилось 1 октября 1552 года и сопровождалось избавлением 60 тысяч христиан, томившихся в неволе мусульманской. Торжествующий победитель сам водрузил Крест посреди покоренного города, и, обойдя по стенам с хорутвиями и иконами, посвятил Пресвятой Троице бывшую столицу Царства Казанского»48. Это чудесное избавление было предречено Господом и открыто в видении Святителю Макарию Московскому, который узрел Чудотворца Николая, благословляющего десницей на взятие Казани юного, двадцатидвухлетнего Царя Иоанна. Во время похода на Казань благословил Господь Державного Государя великой святыней — Жезлом, Посохом Святого Иоанна Богослова, который Апостол вручил Преподобному Авраамию Ростовскому и который хранился в Авраамиевом монастыре. Богом хранимые Русские Цари!.. Старец Николай говорил, что Царь Иоанн Грозный не убивал Своего Сына — Царевича Иоанна, и никогда не допускал даже помысла об убийстве Святителя Филиппа и Преподобного Корнилия: «Невозможно даже думать, а не только говорить, что Царь Иоанн убил святых и сына! Он не убивал! Это — диавольская ложь!» Батюшка утверждал, что об этом свидетельствуют Церковные Летописи, и Церковь об этом знает, поскольку Царь Грозный был чтимым местным Святым уже в 17 веке. Также Старец говорил, что мощи обоих святых и сына свидетельствуют истину — невиновность Царя. Он вспоминал, что древний Тропарь Преподобному Корнилию был составлен как «преподобному», а не «преподобномученику» (хотя, добавил Батюшка, все Святые, видя нашу грешную жизнь на земле, мучаются, и всех святых можно назвать мучениками безкров-ными). Картину Репина об убийстве Царем Сына считал страшным грехом, как и все произведения Репина, порочашие Церковь. «Он был еврей, Репин, и Церковь, и Россию не любил», — говорил Батюшка. «Это диавольская ему подсказака была написать такое, это диавол за него писал», — сказал Старец. Недавно вышла в свет замечательная статья Владимира Цветкова «Запечатленная ложь» (Царь Иоанн IV Васильевич Грозный глазами художника Репина). На достоверном материале, воспоминаниях и свидетельствах самого несчастного художника, автор подтверждает сказанное духоносным Старцем На произведениях Репина воспитывалось не одно поколение революционеров, разрушителей Царской России. (Вспомним одно из названий его работ: «Отказ от исповеди перед смертной казнью»!) Множество отзывов было на картину «Иоанн Грозный и сын его, Иоанн, 16 ноября 1581 года». Приведем наиболее яркие, которые находим у Владимира Цветкова: «Ах, Вы ничего не понимаете, — горячо возразил ему В.П. Буренин, — за Репиным тянется Стасов, а за Стасовым жиды. Репин — талант, но он играет на руку жидам!» Уничтожающей критике подверг полотно Ф.П. Лан-диерет: «Картина написана лживо, неправильно, без знакомства с анатомией». Ситуация развивалась так, по словам самого Репина, что он был признан Академией Художеств «безбожником в искусстве». Созданию образа сопутствовало бесовское наваждение. «А.В. Жиркевич свидетельствует: «Репин рассказывал о той горячке, с какой он писал эту картину, не дававшую ему покоя ни днем, ни ночью, пока не удалось воплотить выношенные душой образы!» Но «вынашивалась душой» — ложь, обман, ибо запечатленного на полотне факта никогда не было в истории! Отец никогда не убивал своего первенца. Но хуже всего, что один был — Первый Самодержец и Помазанник Божий, выдающийся Русский Царь, несмотря на множество препятствий создавший единое централизованное Русское Государство, а другой — Его Сын, Цесаревич, Наследник Русского Престола. Причем, оба Они отличались высотой духовной жизни и святостию, что и позволило Грозному занять достойное место в святцах еще в 1621 году при Первом Романове и его отце, Московском Патриархе Филарете. Потому-то впечатляющая хула на Святого Царя и вызвала столь резкий внешний протест. Но не могла она остаться и без кары Господней! Что-то гнетущее сопровождало многие полотна И.Е. Репина. Не обошлось и без странностей: на одном из последних [полотен], увиденных народным художником СССР Е. Кайманом: «Распятие — два разбойника на крестах. Христа нет. Собаки лижут кровь». [...] «Не потому ли так трагично сложилась судьба писателя В.М. Гаршина, служившего моделью для написания Репиным Царевича Иоанна? [...] Гаршин погиб, бросившись с лестницы. При взгляде на окровавленное, умирающее лицо Царевича, как не вспомнить окровавленного, умирающего Гаршина!» После позирования И.Е. Репину, с писателем началось нечто ужасное. Он «часто жаловался» своему другу, актеру Александрийского театра М.И. Писареву «на то, что у него странная галлюцинация: ему кажется, что шар земной — стеклянный, что он разобьется на куски, — и все погибнет!» Жена В.М. Гаршина видела виновником гибели мужа И.Е. Репина и была страшно напугана его карандашным рисунком «Гаршин в гробу», сделанным в Церкви, куда попала и она. Опасаясь за себя, несчастная женщина всячески упрашивала Илью Ефимовича уничтожить рисунок... А опасаться было чего: другая модель И.Е. Репина, поэт К.М. Фофанов, после долгих позирований в мастерской художника, угодил в сумасшедший дом, где и закончил свои счеты с жизнию. [...] Столь вольное распоряжение талантом дорого обошлось и самому художнику: его правая рука стала сохнуть, на глазах, — и представляла из себя жалкое зрелище. [...] Может быть, личный недуг и несчастия с друзьями в какой-то мере вразумили художника. Во всяком случае, такая надежда есть, повод к этому дают воспоминания академика живописи М.В. Нестерова: «Он, в Куоккала, на все мольбы вернуться качает головой, стал очень религиозен, поет на клиросе и читает «Апостола»!» 49 Здесь уместно будет еще раз вспомнить слова великого Старца Николая: «Если услышите, что кто-то хулит Царя Иоанна, сразу попросите Господа, чтобы Он простил этого человека. Страшное наказание ему может быть! Он ведь может умереть без покаяния! Сохрани Бог от этого!» На приведенных несчастных примерах мы видим истинность сказанного Старцем. Кроткий молитвенник, пребывавший в горнем мире и взиравший на лица Святых Божиих, которому были открыты Господом судьбы мира, останавливал всех от греха поношения Святых, и если кто-то не внемлет, остается глух ко изреченному Старцем, можно только молиться о пробуждении от этого страшного заблуждения, несущего гибель души в Вечности. Он говорил: «Грешно испытывать долготерпение Божие! Я все время прошу Господа, чтобы Он простил людей, но Господь справедлив». Царский печальник Старец Николай чутко чувствовал всякую душу: и ушедшую в Вечность, и пребывающую здесь, на земле. О Грозном Царе он говорил, что Он был очень искренний и горячей, пламенной веры, но очень одинокий и страдающий. Батюшка мог, иногда, одной фразой, соединить века! «У него тоже никого не было, с кем бы Он мог поплакать», — произнес Старец, рассматривая Царские гравюры. А вот плач Самого Царя Иоанна: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил Меня. Ждал Я, кто бы по скорбел со Мной, и не явилось никого; утешающих, — Яне нашел, заплатили Мне злом за Добро, ненавистию — за Любовь»50. То, что Святой Царь Иоанн лишен был всякого человеческого утешения при жизни, свидетельствовало несомненно о том, что воздаяние Он получил от Господа за терпение в страшных искушениях, «и Он теперь радуется в Царствии Небесном и духовные гимны Богу поет», — сказал Праведный Старец Николай о святом Царе Иоанне. И мы выражаем свою любовь к нему как ко святому в молитве, ибо молитва ко святым — это выражение нашей любви к Богу: любовь ко святому, обоженному человеку, вечному, небесному, — в этом исполнение евангельского человеколюбия. «Бог есть Любовь»... От этой Божественной Любви все на земле дышит любовию, и Праведный Авва Николай был воплощением любви к Божественной Истине и всему и всем, что его окружало. Однажды Батюшка произнес удивительную фразу, когда мы разговаривали о том, как искажается Истина, как продолжают клеветать на святых Божиих людей и как это больно и тяжело. Старец сказал: «Не переживайте! Неправда поможет открыть Правду!»Так же молитвенно укреплял Мученик Григорий Русский, утешая Царственных Страдальцев: «Все минет, одна Правда Божия останется». Духовная брань извечна с того мига, как денница восстал на Господа, он и сейчас, искажая все, восстает на святых. Ныне время настало действительно последнее... В церковных журналах, выходящих по благословению («Благодатный огонь», 2004, № 12), восстают против Великого Старца, Преподобного Батюшки Серафима, его пророчеств и предсказаний, искажают новую историю Церкви, поносят прославленных святых. По всему видно, что враг подобрался вплотную к хуле на догмат Воскресения. Батюшка Серафим упреждал, что в последнее время не будут веровать в Воскресение Христово. Но мы веруем несомненно в Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа! Верим в победу Истины и добра. Светильник Сербии Николай (Велимирович) говорил: «Когда погибает ложь, она погибает вовеки, а если погибает Истина, она воскресает! Это правда. Истина жива и в могиле, свободна и в узах, в темнице светла, в грязи чиста. То, что говорят сейчас гонители веры на Святой Руси, враги Христа делали и раньше. Они погибли навеки, а истина воскресает снова и снова. Все, что происходит сейчас в России, не ново для Церкви Божией, все старо, как прах египетских пирамид, и все ничтожно, как гнев Нерона»... Последними словами Праведного Старца было духовное завещание-благословение всем верующим во Христа: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную радость!»
«ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ПРЕСТОЛЕ» (по молитвам блаженной схимонахини Феодосии) «Двое православных братьев, ревнуя о судьбах России и грядущего Православного Русского Царя, испросили благословение у своего духовного наставника и в канун праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отправились за советом и наставлением к блаженной Старице Феодосии, подвизающейся в посте и молитве на Рязанской земле. Приехав на место, они помолились всю ночь у дверей ее келлии о разрешении всех мучивших их вопросов. В 6 утра дверь отворилась, вышла келейница матушки и сказала, что схимонахиня Феодосия сильно болеет и уже целую неделю никого не принимает. С печалью в душе отъехали братья от келлии матушки, но такова была воля Господня. Обратный путь их проходил через село Захарово, где рядом с храмом Святого Апостола Иоанна Богослова находится могилка дивной угодницы Божией Блаженной Пелагеи Рязанской. Помолившись у нее на могилке и испросив ее небесного предстательства в разрешении их вопросов, братья направились в храм на праздничную службу. После службы они побывали около домика, где многие годы жила Блаженная Пела-гея Рязанская, и по ее молитвам братья благополучно вернулись домой. В ночь с 3 на 4 октября одному из братьев, искренне почитающему память отца Николая (Гурьянова), в канун Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, приснился дивный сон. Он видит себя входящим в алтарь храма. Б алтаре, за Престолом, у Горнего места, на епископской кафедре восседает приснопамятный отец Николай, с Острова Талабск, в полном архиерейском облачении, но без митры на голове. Лицо Батюшки молитвенно и любвеобильно излучает дивный свет, власы белее снега спадают на плечи. Вдруг в правой руке брата появляется золотое кольцо с тремя бриллиантами и с крестом на ободке, состоящем из драгоценных камней, излучающих свет. Брат вопрошает Старца: «Можно ли это носить?» Отец Николай произносит пророческие слова: «Он должен быть на Престоле». Затем Батюшка благословляет брата; целуя благословляющую руку Старца, он чувствует, какая она мягкая и теплая. Проснувшись в состоянии душевного мира, покоя и любви, [друг мой] долго находился под впечатлением увиденного сна. После того, как он помолился на воскресной Всенощной в храме, к нему пришло ясное духовное осмысление этого события. Благословенные слова Батюшки, сказанные с такой духовной силой, укрепили и дали понимание, что золотое кольцо — это символ Царской державы, бриллианты — Царской короны, крест — Царского скипетра. Слова, сказанные отцом Николаем, вселили надежду на скорое время явления Русского Самодержавного Царя. Блаженный Старец перешел в вечность, теперь он в Церкви Торжествующей, но мы все чувствуем его утешительное присутствие и испрашиваем, как и прежде, его святых молитв и Небесного заступничества и просим: «Отче Николае! Моли Бога о нас, находящихся еще в этой жизни». Верующим — на радование, сомневающимся — на укрепление, миру — на поругание. И. Муромцев» 51.
КРЕСТ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ В творениях Святителя Иоанна Златоуста есть удивительные слова: править государством может любой, но умереть за свой народ может только Царь... Эти святые слова сложил в нашем сердце благодатный Старец Николай, смиренный Царский схиепископ Нектарий, и сердце испытывает чувство любви и благодарности Господу, что сподобил прикоснуться к вос-крилию риз тихого молитвенника, посланного нам в укрепление в наши тяжелые времена. Батюшка воистину был Небесным Ангелом, возвещающим о Горнем Иерусалиме и зовущим в его светлые обители желающих спасти душу. Благодатный Старец не говорил от себя, он говорил устами Церкви, он был живой совес-тию Церкви, жил ее страданиями и болью и смиренно, кротко нес на святительских плечах святой Крест Церкви Христовой. Крест незабвенного Батюшки Николая блистательно чист и светел, как небесный хрусталь, он всем освещает путь, но крест этот несказанно тяжел. Это крест посмеяний, уничижений и поруганий. Старец Николай, истинно терпевший этот крест, не стыдился и не устрашился ради Христа носить имя безумного. Христа ради юродивый... Ничто так не смущает человеческой души, как мысль быть поруганным... Благословенный Старец Николай не бежал от поруганий и поношений при жизни... И сейчас, по своей блаженной кончине, несет крест клеветы и надругательств над святым своим житием, монашеским чином, Архиерейским достоинством, духовным наследием и заветами и честными останками. «Многие любят смирение без уничижений, — пишет Святитель Иоанн (Максимович), — желая стяжать оное смирение без утраты мирской чести, и получить благодать терпения без поношении и укоризн. Но истинные рабы Божий, жизнь которых мир считает безумием, с терпением переносят от него уничижения, клеветы безрассудные, укорения и осуждения». Благодатный Старец смиренно пронес по земле этот крест и предсказывал, что и после его успения диавол будет поносить и чернить его имя и память... Ныне мы видим сатанинские дела в действии: о святом подвижнике и молитвеннике, собеседнике Ангелов, Старце праведном Николае пишут и говорят немыслимую ложь. «Пишущие» — знают, что они делают они искажают святой образ праведника, смеются над нашей Верой Христианской и глумятся над Спасителем и Его избранниками; они требуют «эксгумации» честного тела Старца Николая. О них Батюшка говорил; «Это бесы пишут! Сатана пишет!» В Православной Церкви нет понятия «эксгумация», в Церкви Христовой это называется надругательством над мощами, и христиане знают, кто это делает. Святой молитвенник Старец Николай пророчествовал весною 2002 года: «Бесы трижды будут пытаться осквернить мои мощи»... А сейчас эти бесы говорят и пишут, что Старец «предсказал, что рано или поздно его эксгумируют»... Русская Церковь, светильником коей является благодатный пастырь, прошла сквозь адское пламя «эксгумаций»: все было так, как хотят сделать и сейчас с незабвенным Батюшкой Николаем. «Пресса и печать» подготавливает страшными публикациями сознание людей (как один из примеров, богомерзкая брошюра о Батюшке — «Боже, зри мое смирение» — и постоянные сочинения тех же авторов, лжесвидетельствующих вот уже в течение двух лет после успения Старца). Приучают, что рано или поздно, но «эксгумация» произойдет, бесы привлекают суды и сильных мира сего, используют земные связи и силы преисподней, к их услугам печать и телевидение. Это все уже было в кровавые годы «безкровной революции»... Гонение на честные останки Батюшки Николая — это месть сатаны и его слуг на земле за любовь Старца ко Христу, за почитание Святого Мученика Царя Николая, Великомученика Царя Иоанна Грозного, за то, что Старец любил и служил Царственным Страдальцам и Их Другу — Молитвеннику Григорию (Распутину) всю свою земную жизнь. Старец Николай, боявшийся только Бога и греха, мужественно и честно свидетельствовал об их святости, и слово его — всероссийского Старца-духовника — укрепляло всех ищущих правду. Надо сказать прямо, не умаляя ничьей духовной высоты, что Батюшка Николай не устрашился открыто говорить о своей любви к Царской России и благословлять паству на исповедание этой любви. Ныне вновь начинают гонение на честные останки святых. Мы помним, как это было... «Страсти по мощам» «Таким образом, под прицелом большевистских гонений оказались не только живые, но и мертвые. Следы гордого желания стереть с лица земли даже самые упоминания о неугодных людях встречаются повсюду: и в нераскрытых до сих пор обстоятельствах гибели Царской Семьи, и в категорическом отказе чекистов выдавать родным и близким тела казненных за религиозные убеждения, и в старательном упрятывании останков мучеников за Веру в труднодоступные места и общие «расстрельные ямы». Недаром по признанию одного из непосредственных участников убийства Императора Николая II и Его Семьи, Петра Ермакова, ему было поручено захоронить трупы с крайней тщательностью, «чтобы товарищи не вздумали сделать из них святых мощей». Палачи знали, чего бояться, — прошло несколько десятилетий, и благодарная Россия, воспрявшая от атеистической одури, [прославила] Царственных Мучеников, воспевает в лике Святых других убиенных за Веру страдальцев, черпает силы и молитвенное вдохновение в их безпримерном подвиге, с особым благоговением относится к их могилам», — писал в книге «Страсти по мощам» А. Рогозянский. В его публикации собраны свидетельства о небывалых глумлениях над цельбоносными, святыми чудотворными мощами: «Еще более поразительна история с мощами Святителя Иоасафа Белгородского. В первые же годы революции монастырь с его усыпальницей был разрушен. Революционные матросы, будучи уверенны в том, что откроют обман с мощами Святителя, буквально распотрошили его раку. Но неожиданно мощи предстали перед ними совершенно не тленными. Несмотря на столь явное чудо, кощунники, упоенные безнаказанностью, дерзнули проткнуть грудь Святителя Иоасафа штыком винтовки, чтобы «посмотреть, чем там внутри набито». После этого мощи были публично освидетельствованы специалистами. Вид тела Святителя был столь необычным, что это событие не обошла вниманием даже местная коммунистическая газета «Курская Правда», сообщая 1 декабря 1920 года: «Присутствующая публика была поражена высокой степенью сохранности тела, пролежавшего в гробе 166 лет. Людям казалось, что это результат искусственной мумификации, и они просили врача разрезать живот, чтобы убедиться в его содержимом. Хирург произвел разрез и вынул часть кишок, совершенно высохших, что доказывает естественность процесса мумификации». «Все эти факты говорят о том, что поругание останков святых было делом не одного безрассудства. И не только небрежение грозило святыням, кощунственно разбросанным по углам музейных подвалов. Большинство антиминсов, хранившихся в запасниках Казанского Собора (бывшего музея религии и атеизма), оказались распороты, а все частицы мощей — методично изъяты. Кем? С какой целью? Можно предположить, что с целью антихристианской. Неизвестными «исследователями» из мощей Святителя Иоасафа было вырезано сердце, после чего тело святого утратило мягкость. Налицо факты целенаправленных богоборческих действий, которые могли быть совершены только из ритуальных побуждений. Неоднократные обращения верующих в судебные инстанции с жалобами о систематическом нарушении законодательства о памятниках истории и культуры, а говоря русским языком, о кощунстве над святынями, так и остались без ответа» 52. К такому надругательству над честными мощами Праведного Старца Николая призывают богоборцы наших дней, «скверные злобесные волки», скрывающиеся в церковной ограде. Буди воля Божия на все имеющееся случиться! Но мы знаем, что ложь имеет торжество только минутное, она не усиливает, а ослабляет дело, которому служит. Это великая Истина Христова! А там, где господствует Истина, нет места для запечатанных ложью. Святитель Иоанн (Максимович) говорил: «Обильна жатва трркеников Христовых, несущих поношение, и столько же получают пользы истинно терпящие уничижение, сколько получают вреда издевающиеся над ними». Таковых, которых гонит мир, избирает Бог... Молитвы смиренного сердца Незабвенный Старец Николай, молитвенник за Царя Земного Царю Небесному, научает нас главной добродетели христиан — смирению. Он учит нас молиться во время скорби и радоваться, и молитвы его смиренного сердца — сильные светоносные лучи, летящие от сердца к Небу. Писание говорит, что «молитва смиренного пройде облаки, и дондеже приближится, не утешится, и не отступит, дондеже посетит Вышний (Сирах. 35, 17). Молитвы Царского Архиерея достигают сердце Господа... Своей духовной пастве святой Старец оставил духовное завещание: смирение. «Нести Крест с сердцем смиренным и кротким, чуждым всякого возношения. Когда Царь Ираклий, одеянный в благоукрашенную багряницу, с праздничною торжественностию, пожелал вознести на своих раменах Крест Господень на ту самую гору, на которую вознес его некогда Богочеловек, то невидимою силою принужден был остановиться во вратах града, и, как не усиливался, не мог далее идти. Когда сам Царь и все окрркавшие его удивились этому, Иерусалимский Епископ Захария сказал: «Смотри, Государь, в этом великолепном убранстве тебе невозможно принести на место Древо Креста, которое нес Христос в убогом виде; а потому, если желаешь нести Древо Креста, то подражай Христовым смирению и нищете». Тогда Ираклий, сняв с себя драгоценные одежды, облекся в простые и худые, и босыми ногами безпре-пятственно совершил остальной путь, и внес Крест на место, где он всегда стоял. Господь желает, чтобы и мы несли Крест, подражая Его смирению, и всячески уклонялись от того, чтобы делать это на показ людям»53. Такова была вся смиренная жизнь во Христе Царского Архиерея схиепископа Нектария... СМИРЕННЫЙ ЕПИСКОП Что возводит душу невозбранительно в Царствие Небесное — смирение... Что украшало подвиг всех святых Божиих во все времена — смирение... Что отличало Святителя Николая от прочих святителей — смирение... Что стяжал святой Царь-Мученик Николай, оставленный всеми — смирение... Чем уподобился возлюбленным святым своим Старец Николай — смирением.. На чем стоит Русь Святая — на смирении... Преподобный Никодим Святогорец пишет, что в Древней Церкви, в былые времена никто не мог стать Епископом по своему желанию. Епископ мог быть избран чудесным образом либо Самим Богом, либо народом. По Апостолу Павлу: «Епископ должен быть непорочен» (1 Тим. 3, 2). Именно за свое непорочное и добродетельное житие был предизбран Господом на епископство Праведный Николай. Епископский сан не лишил святого Старца главной добродетели его благоуханной души — смирения. Вот как воспринимают смиренные отцы епископское достоинство: «Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу своей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоинство и его братьями, братьями во Христе. Эти взаимоотношения всегда остаются теми же самыми. Вот почему нет никакого неравенства между нами. Кроме того, носящий епископский сан должен служить примером Смирения. Если Епископ призван быть первым, то только в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть последним из всех» (Святитель Нектарий Эгинский). Таковое превосходство епископского сана — смирение — имел Царский Архиерей Старец Николай (Гурьянов), постриженный в монашество с дивным именем Нектарий, что значит «напиток безсмертных». Этот благоуханный нектар его смиренной души истекает ныне из блаженной Вечности и напояет всех, взывающих к нему с молитвой. Схимонахиня Николая, милостию Божией, недостойная послушница Старца — схиепископа Нектария
Источники: 1 А. Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996. С. 193—194 2 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). Монахиня Николая. М. 2002. С. 23 3 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С 23—24 4 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С. 25 5 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С. 25—26 6 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С 26—29 7 Е.Е. Голубинский. История Русской Церкви. М. 2002. Т. 1. С. 256-257 8 Архиепископ Андроник. Как должно жить и действовать русским людям. М. 2003. С. 96—104 9 Священник Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных до 1940 и по 1952 год. 10 Русский Вестник. № 20-21. 2001. С. 4 11 Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. С. 5-7 12 А.В. Псарев. История Русской Церкви новейшего периода. // Православная жизнь № 10. 2002. С. 32 13 Православная жизнь. № 10. 2002. С. 14 14 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта. 1998. С. 144 15 Праведный Николай в Царских Вратах. Сергей Фомин. Русский Вестник. № 5. 2003. С. 9 16 Мироточение образа. Русский Вестник. № 6. 2003. С. 15 17 И даны будут Жене два крыла. Сергей Фомин. М. 2002. С 641 18 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта. 1998. С 175 19 Текст на обороте иконы, напечатанной Благотворительным Фондом отца Серафима (Роуза), монаха Платинского. Архив автора 20 Русский Вестник. № 17-18. 2003. С. 14. 21 Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. Учебное пособие. 1996. С 332—336 22 Вячеслав Манягин. Вождь воинствующей Церкви. М. 2003. С 24. 23 И даны будут Жене два крыла. Сергей Фомин. М. 2002. С 286-288 24 Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. 3. С 299-300 25 А.Г. Кравецкий. Священный Собор 1917—1918 о расстреле Николая II. Российский Православный Университет Апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. Вып. 1.1995. С 102-104 26 Архимандрит Константин (Зайцев). Куда ведет апостасия. С. 1 —2 27 М. Вострышев. Патриарх Тихон. С. 286 28 Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. С. 5-7 29 Россия перед Вторым Пришествием. С. Фомин. М. 1994. С 151-154 30 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта 1998. С 179 31 Сергей Бехтеев. Грядущее. СПб. 2002. С. 121—122 32 Слезы Старца Русский Вестник. № 2. 2004. С. 10 33 В гости к Батюшке Серафиму. М. 1997. С. 381 34 Жизнь Вечная. № 38-39. 1997. С. 12-13 35 Русская Летопись. VII. Париж. С. 12 36 Н. Козлов. Плач по Иерусалиму. С. 39—41 37 Царский Сборник. Сергей Фомин. М. 2000. С 460-461 38 Жизнь Вечная. № 38-39. 1997. С. 12-13 39 Царский Сборник. Сергий Фомин. М. 2000. С 286 40 Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. М. 2003. С. 261 41 Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма М. 2003. С. 119-121 42 Анна Ахматова. Предисловие Михаила Кралина М. 1996. Т. 1. С. 16 43 Анна Ахматова. Т. 1. С. 236 44 Сергей Бехтеев. Видение Дивеевской Старицы. СПб. 2002. С 126-129 45 Сергей Нилус. На берегу Божией реки. Ч. 2.1992. С. 147-148 46 Геннадий Пономарев-Лосьминский. Своей душой виолончели. 2000. С. 82 47 С. Соловьев История России. Т. 6. С. 156 48 М.В. Толстой. История Русской Церкви. 1991. С. 378 49 Владимир Цветков. Опричнина Запечатленная ложь. СПб. С 11-13 50 Митрополит Иоанн (Снычев). Игумен всея Руси. Царь-Град. №1.2003. С. 13 51 Русский Вестник. № 21. 2003. С. 15 52 Страсти по мощам. Из истории гонений на останки святых в советское время. А. Рогозинский. СПб. 1998. С. 34-47 53 Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную. М. 2000. С. 108
|