Скачать книгу полностью. Скачать дополнительные фотографии.
Страница 4
Святитель Нектарий - Святой праведный Николай Псковоезерский- Старец Николай (Гурьянов) |
КНИГА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) |
НЕБЕСНОЕ ПОСЛУШАНИЕ ЦАРСКОГО ИЗБРАННИКА, Тяжелые изнурительные работы на строительстве железной дороги на Воркуту Старец называл «послушание». «Там у нас такое послушание было: топор, лопата, пила, — работа такая... В Полярье путь железный готовим проложить, облегчить жизнь крещеным, страну обогатить...» Эти строки излились из незлобивого сердца праведника, так он видел послушание свое пред Господом: «облегчить жизнь крещеным, страну обогатить». Зловонные теплушки, переполненные озлобленными людьми, теряющими от страданий человеческий облик, без пищи и тепла, издевательства, заушения, биения — все это терпел святой ради Христа, дабы облегчить своим «послушанием» жизнь крещеных и подать им благоденствие, «страну обогатить». В тридцатых годах двадцатого века (Автобиография) К Тебе, о Мать Святая, Я, бедный раб грехов, Со скорбью и слезами Пришел под Твой Покров.
Мне много горя грешном, В чужой стране одном, Как изгнанному Адаму Из рая вон мечом.
Изгнали меня люди Из России вон, Оставил мать родную, Друзей, и Отчий дом.
Я выслан в даль иную, Там много лет мне отбыть Мне дали вольну ссылку Где хочешь можно быть
Теперь всего лишен я, Посаженный в тюрьму, Досада, горе, голод, Терпеть уж не могу.
Решетка, стены толсты — Все надоело мне, И день за днем жду воли, Но не дождаться мне.
Увы! Я вновь в изгнанье, Б стране снегов и льда, Где с людом обреченным, Покорный раб труда.
В Полярье путь железный Готовим проложить, Облегчить жизнь крещеным — Страну обогатить.
Физически устали, В зарях недуг слепит, От скудости питанья Нас смерть косой разит.
Прошу, Святая Дева В несении Креста, Для славы Божьей Церкви Спаси, спаси меня! Так страдали и страдают «за други своя» угодники Божии. В этих мыслях святого Старца нет иронии и сарказма, свойственных людям с нечистым сердцем, наполняющим весь мир «двойным», темным смыслом подозрении и намеков. Это стихотворение Батюшки Николая «Автобиография. В тридцатых годах двадцатого века», написанное им 8 ноября 1931 года, повествует простым, безыскусным языком об очистительных страданиях его души. Оканчивается оно, как все у Батюшки, — чисто и светло, пасхально: «Прошу, Святая Дева! В несении Креста, для славы Божией Церкви, спаси, спаси меня!» Воистину, молитва праведника не бывает не услышана! Несколько раз Старец святой был избавлен Царицей Небесной от преждевременной смерти. Однажды его придавили на лесоповальных работах вагонеткой, ему продавило всю грудную клетку. Страдания были невыразимые, он уже не дышал, душа выходила из тела. Тогда его отнесли на руках, сокрылись, и несколько архиереев и отцов служили на нем Господу Божественную Литургию, как в Древней Церкви на мощах святых мучеников-исповедников. Великий молитвенник Земли Русской был сохранен Господом для Церкви. Это чудесное избавление Батюшка предвидел и о нем написал в 1931 году: «Прошу, Святая Дева! В несении Креста, для славы Божией Церкви, спаси, спаси меня!» В этих пророческих словах Господь предначертал и будущее церковное прославление подвижника благочестия и исповедника наших времен Старца Николая, которое свершится в Богом назначенное время. Ведь слава Божией Церкви в ее святых! В другой раз Батюшке уронили на ноги тяжелый рельс и покалечили все ступни, с той поры ноги его «едва держали», как говорил Батюшка. Посему, огромное мужество являл нам Старец, стоя на больных ногах часами во время Божественной службы в Храме, затем у своей калитки или же дверей келлии, принимая народ. Он всегда стоял! Стоял твердо за Веру Христову стопами, стоял, утешая страдающих людей на стопах, молился Господу обо всем грешном мире на стопах! И когда телесные его силы иссякли, держась за шкаф у постели, стоял на стопах, умоляя со слезами Спасителя продлить жизнь миру для покаяния. Потому мы величаем подвиг Батюшки Николая столпничеством... По окончании земного столпничества, «к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваля вечную», Старец Николай возлетел ко Спасителю мира Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу. Страшным испытанием в узах было для исповедника долгое пребывание почти до плеч в ледяной воде... Страдальцев-мучеников, заключенных, согнали в уже замерзавшую реку и никому не давали выйти... Вытерпел мучения и остался в живых только кроткий молитвенник — исповедник Старец Николай, души же иных мучеников «отлетели ко Господу», очищенные страданиями. Батюшка открыл, что его согревала молитва Иисусова, и он не чувствовал холод. Он часто говорил: «Я холод люблю и не чувствую его». Батюшка всегда ходил легко одетый, в любой мороз, никогда не кутался и не утеплялся. Потому и украшает житие святого отца прославление его досточудных подвигов, пред которыми, по слову святого Василия Великого, способны преклоняться и враги: «хлада и мраза терпение, в ланиты и перси заушение, от безбожных иудей гонение». «Большевики хотят всех Архиереев, священников перестрелять. Чтобы Церковь не осталась без Епископата, без Архиереев, необходимо посвящать в священство и постригать в монашество как можно больше» Эту фразу Святейший Патриах-Исповедник Тихон выкрикнул епископу Андрею (Ухтомскому) с террасы своей келлии в Донском монастыре, когда он находился под арестом, впоследствии он говорил это всем архиереям, приходящим к нему.12 Богу было угодно, дабы не прерывалась апостольская преемственность, совершение тайных хиротоний во время таких гонений. Предвидя аресты, физическое уничтожение архиереев и священников, твердые духом епископы возводили достойных в сан и оставляли после себя каноническое продолжение. Доколе остается хотя один твердо-православный епископ — Дух Истины, Дух Святый пребывает со всей Церковию. (Каноничность единоличных архиерейских хиротоний закреплена на основании церковных правил: «Кормчая» (лист 302. оборот) гласит: «Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию [хиротонии] быти на епископство», подтверждается это и многочисленными примерами из истории Церкви). Священномученик Митрополит Казанский Кирилл, которого очень почитал и любил Батюшка Николай, произнес пламенные слова в защиту чести епископского сана, которым был освящен и благодатный праведный Старец Николай: «Вот, я — Епископ. Но меня сделала таковым Святая Церковь Христова. Не я сам себя поставил! Я имею на себе преемственность духовной власти Апостолов, святых учеников Христовых, рукоположивших вместо себя «мужей апостольских». Апостолы заповедали своим преемникам совершать рукоположение и далее. И так это апостольское рукоположение дошло и до меня, многогрешного... И я поставлен во Святой Церкви Епископом. И я имею на себе бремя их власти духовной...» 13 Старец, по благословению, не вышел на открытое епископское служение, он не считал необходимым ни обнародование, ни разъяснение своей епископской хиротонии, ни своей сокровенной жизни во Христе: поскольку он всегда пребывал со Христом и во Христе, и что могло быть желаннее и выше этого божественного соединения, созерцания... Все святые отцы свидетельствуют о том, что истинная христианская жизнь есть жизнь внутренняя, а не внешняя: Авва Агафон говорил, что всякий человек подобен дереву; труд телесный — листья, а хранение сердца — плод. Сердце Аввы Николая пребывало неразлучно со Христом, Старец Иосиф Афонский Исихаст так объясняет стяжание благодати: «Благодать делания уподобляется сиянию звезд, просвещения — полнолунию, а благодать совершенства — созерцания — полуденному солнцу, проходящему по небосводу. Так вот, когда благодать умножится в человеке, и он знает все написанное, как мы сказали, он приходит в великую простоту,.. ум его расширяется, приобретая огромную вместимость... Совершается единение Бога и человека, так что он не может сам себя разделить... Только когда пройдет созерцание, он снова возвращается в свое естество. Тогда как пребывая в созерцании, он как бы другой и из Другого. Весь полностью соединяется с Богом. Думает, что у него нет ни тела, ни жилища. Весь — парящий. Без тела восходит на Небо! Воистину велико это таинство. Ибо видит человек то, о чем язык человеческий не может рассказать. И когда проходит это созерцание, он пребывает в таком смирении, что плачет. Как малое дитя, о том, как дает ему это Господь, тогда как сам он не делает ничего. И происходит такое осознание себя, что, если заговоришь с ним, он считает себя ничтожнейшим существом не свете. И до тех пор, пока он так думает, ему дается еще больше» 14... Святая простота Старца Николая, растворенная смирением и Любовию ко всему созданному Творцом, соделывала его сердце способным вместить страдания многих и многих... Сугубая Благодать его Архиерейского достоинства изливалась на притекающих к нему со всех концов земли, и именно она давала Старцу силы быть постоянным и неиссякаемым источником помощи Божией, и мы тому смиренные свидетели. Велик подвиг взять на себя все тяготы современного мира, когда каждый требует исполнения заповедей, но от другого. За каждую душу, которой Старец помогал, он испытывал войну со злыми духами. Это был воистину великий воин Христов! Отовсюду к нему на Остров стекались многочисленные больные, оставленные медициной и зачастую брошенные самыми близкими. Страдающие от неизлечимых кровотечений жены были исцеляемы его молитвой и благословением, угасающие от всезлобного рака страдальцы получали либо облегчение, либо полное исцеление, если на то была воля Божия, по заступничеству Старца. Мучавшиеся страшными головными болями, с анализами, подтверждающими опухолевые образования, избавлялись от них после того, как кроткий угодник помазывал их Иерусалимским маслом. А сколько душ, изнуренных бесом винопития, спасенных им для вечности! Изгнание немых бесов, затворяющих уста младенцам, исцеление животных, особенно птиц, которых Старец очень любил с детства. Теплый заступник за нас пред Богом — таковым мы все знаем великого пастыря Старца Николая, схиепископа Нектария, и исповедуем его несомненную святость. Сила Божия, пребывающая на нем, творила и иные чудеса. Остров Талабск, простые сердцем жители, видели эту святость молитвенника. Когда он шел по Острову, к нему выбегали за благословением. Каждый день Старец благословлял Остров, а через него и весь мир, крестообразно во все четыре конца, обращаясь лицом ко крестам Никольской Церкви. Он молился о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, о временах мирных всему миру, просил милости Божией всем людям. Как достойно описать эту многотрудную, постоянную любовь праведника ко всему творению? Как описать его созерцательную, молитвенную, духовную высоту? Его частые исходы из этого чувственного бренного мира? Как возможно вознестись за святым Старцем в Царство Небесное, куда часто воспарял его ум, выходя за пределы телесных чувств? Как достойно воспеть его чудотворную молитву, когда он просил Царицу Небесную благословить иссохшую от зноя землю Острова «дождичком», и был услышан через мгновения?! Видя и присутствуя при том, как он, из жалости к промерзшим от дождя паломницам с промокшими ногами, просил Спасителя и Николая Чудотворца прекратить дождь, и Господь исполнял его прошение, как мы можем не молиться ему и не воспевать его святость по блаженном успении — святого Старца, имевшего от Господа благодать «отворять и затворять» небо?..
«Я — епископ, но меня сделала таковым Святая Церковь Христова. Не я сам себя поставил!»
Для любящего Старца Николая сердца нет сомнений в его достоинстве Епископа. Голос наших сердец, да будет нам свидетельством. Для епископского сана, размышлял Святитель Игнатий (Брянчанинов), «нужен Ангел или и человек, но равноангельский», таковым был незабвенный Старец Николай. Батюшка Кирилл (Павлов) сказал о нем: «Он — Ангел!»... Для рассудка и ума приведем некоторые несомненные, не в полноте исчисленные, свидетельства: Свидетельство слов самого Старца Николая, открывшего не единожды (и не одному человеку) свой Архиерейский сан: «Я Архиерей Божий». Наличие фотографии праведного Старца в клобуке, сидящего на стуле в предстоянии двух иподиаконов Экзарха Прибалтики, Митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского) по правую и левую руку, что приличествует только Архиерею и что могло состояться (фотографирование) лишь по причине действительности архиерейской хиротонии, ибо кто дерзнет сказать о праведнике, что он это сделал не по достоинству. Благословение Старца на келейных молитвах воздавать ему Архиерейское «ис пола эти дэспота». Свидетельство лиц, принимавших от Старца Архиерейское благословение и видевших, как он благословляет двумя руками как Архиерей. Праведный Николай всегда преподавал священству благословение как Архиерей, после чего они лобызали ему десницу. Духовенство принимало во время Святого Причащения от Праведного Старца Тело и Кровь Господни как от Архиерея. Праведный Старец мог разрешать епитимий, наложенные духовниками, что дозволительно лишь Архиерейскому достоинству. Мог снимать с духовенства прешения, если они были незаконными, что также свидетельствует об Архиерейском чине. Имел исключительное право благословлять на рукоположение во пресвитеры и благословлял на принятие монашеского пострига. Благословлял закладку и строительство храмов, открытие монастырей, посвящения Престолов, что не мог возложить на себя, не будучи облечен Архиерейской властию. В некоторых случаях, по исследованию причин, благословлял на второбрачие или же благословлял расторжение брака. После молитвенного рассмотрения, в некоторых случаях благословлял церковно молиться за самовольно живот свой прекративших, что также не мог делать, не имея епископского достоинства В случае обоюдного желания, благословлял венчанных супругов на принятие монашества, даже если один из супругов был белым священником, что невозможно благословлять без Архиерейской хиротонии. Праведный Старец учил народ и проповедовал по епископскому праву, заблуждающихся и противящихся Православному учению обличал и наказывал со всякой властию. Праведник разрешал некоторые вопросы церковного управления и вопросы, надлежащие церковному суду, что возможно Архиерейскому достоинству. Наличие у Праведного Старца предметов Архиерейского достоинства. По отшествии Батюшки Николая в блаженную Вечность, поклониться его святому телу и попросить молитв приехал духовник одного их русских монастырей с древней монашеской традицией и благодатными отцами. Он не бывал у Батюшки при жизни, но всегда почитал его духовные дарования. «Когда я подошел к честным останкам Старца, чтобы приложиться и отдать ему последнее целование, душа моя ощутила Архиерейскую благодать, почивающую на праведнике», — свидетельствовал духоносный пастырь. Одним из требований церковного прославления святых является свидетельство святости того или иного угодника Божия — от верных, то есть, исповедующих Православную Беру Христианскую. Вот одно из свидетельств верных, не сомневающихся в Архиерейском достоинстве и святости Старца Николая.
ПРАВЕДНЫЙ НИКОЛАЙ В ЦАРСКИХ ВРАТАХ
«Приведши же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? 14 вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим. [...] Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. [...] Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывестъ Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские] подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. [...] Отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5, 27—29, 34—35, 38—39). Батюшкина святость, подобно Оптинским и другим ныне уже прославленным в лике преподобных старцам, для окормлявшихся у него духовно, пользовавшихся более или менее продолжительное время его советами, была явна еще при его земной жизни. Об этом, разумеется, не принято говорить до кончины праведника. Но подтверждение этому применительно к отцу Николаю приходилось слышать часто. Сама мысль об иконе пришла совершенно неожиданно (и также еще при жизни Старца). Возвращая вскоре после праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня на полку зеленый томик богослужебных миней, невольно пролистал вкладыш с иконами. Лик Киево-Печерского преподобного на репродукции одной из икон, написанной в живописной манере в начале двадцатого века, сильно поразил каким-то необыкновенным сходством с Батюшкой. Невольно вырвалось тогда: «Бот и икона готова.» После известия о кончине отца Николая, но еще до его погребения, написалось (потом это было опубликовано в «Русском Вестнике»): «В святость Батюшки многочисленные чада его духовные верят безусловно. Что касается процесса канонизации, то длительность его напрямую зависит от нынешнего духовного состояния народа Божия. День кончины старца Николая — а в действительности его рождения в Жизнь Вечную — можно считать началом этого процесса». И действительно, вскоре чудесным образом одним священником был записан тропарь Батюшке (старец Николай, на девятый день после кончины, явился священнику Евгению и продиктовал тропарь). В Санкт-Петербурге написана икона, густо покрывшаяся капельками благоухающего мира в квартире рабы Божией Валентины, в Клину. Но самое главное, были явлены многочисленные случаи милости Божией по молитвам к Батюшке людям, многие из которых даже не видели его при жизни. Обратиться к Праведнику большинство из них подвигла книга «Небесный Ангел», написанная келейницей Старца монахиней Николаей и напечатанная уже двумя тиражами на доброхотные пожертвования духовных чад Батюшки. Икона, о которой пойдет речь далее, начала создаваться еще до известия о появлении петербургского мироточивого образа. С самого начала было решено, что она должна быть исполнена строго по иконописным канонам. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Надо было дать место Богу, а не самим пытаться все устроить по своим мыслям, своему расположению... Прошлой осенью во время одного из самых обычных разговоров о том, что, мол, хорошо было бы написать такую икону, раб Божий Олег, по профессии столяр, неожиданно вызвался изготовить доску, заметив при этом, что у него имеется подходящий для этого материал. Слово было произнесено. Делу было положено начало. Как оказалось впоследствии, материал был действительно подходящий: то была липа из Аносиной пустыни, получившей среди богомольцев девятнадцатого века наименование «Женской Оптины». Дерево было со знаменитой липовой аллеи, посаженной вокруг монастыря специально для делания сестрами Иисусовой молитвы. При восстановлении обители засохшее дерево спилили. Трижды вытаскивал его Олег из разожженного костра. Несколько лет распущенная на доски липа естественно сохла в одинцовской квартире. Тем временем Олег мечтал делать иконные доски; искал специальную литературу, ходил консультироваться к старым мастерам. И вот первая его доска. Скрепляется она, как и было принято некогда, в стародавние времена, осетровым клеем. Кроме обычных шпон, с тыльной стороны укрепляется доска кленовыми «рыбками». На лицевой — вырезается ковчег. И возникает — невольно — образ озера, на котором жил и служил Батюшка... Наступает время положить левкас. Он должен быть особо прочным. Ибо не для покойного пребывания в храме, а для непосредственного служения людям, хождения среди них создается сей образ. Доска переезжает в древний Звенигород. Приступает к своей части соборного труда раба Божия Нина. С молитвой Богу, Его Пресвятой Матери и Батюшке начинает она его: «одевает» икону в рубашку из тонкой паволоки, тщательно пропитывая ее левкасом. Такой, белоснежной, и предстала она пред иконописцем. Сие заключительное действо создания образа происходило уже у стен древнего, основанного любимым учеником Игумена Земли Русской монастыря, излюбленной обители Русских Государей. Но прежде — задолго до того, как легли на белую доску первые яркие вапы (краски), — тщательно обсуждалась иконография будущего образа. Батюшка изображен во весь рост, на фоне неба, объединяя мир дольний с миром горним. Он в темно-коричневой рясе, подобной тем, в которых некогда ходили насельники древней Северной Русской Фиваиды. На главе его, обрамленной белыми, словно светящимися, власами, — сиреневая епископская скуфья с крестом,. Сообщающиеся в книге Батюшкиной келейницы схимонахини Николаи сведения о тайной архиерейской хиротонии Старца в годы гонений многим почему-то не дают покоя. К чему бы это? Ведь ни в заглавии книги, ни в основном тексте — не пишется о нем как о Владыке. Не именуется он и Нектарием — именем, данным ему в монашеском постриге; только упоминается об этом факте жизненного пути Батюшки (фотографии старца в монашеском облачении приведены в книге). Что касается хиротонии, то она была, повторяем, тайной, на открытое архиерейское служение он, по некоторым причинам, не вышел. Более того, Батюшка сам благословил поминать его как «Николая». «Нет бумаг, справок, свидетельств, заверенных печатями-подписями», — деловито, вполне по-советски («нет бумаги — нет и человека»), глаголют ныне совопросники века сего. Но ведь это же ныне хорошо известная политика двойных стандартов. Почему-то в тайный монашеский постриг с именем то ли Марк, то ли Михаил (точно так до конца и неизвестно) и архиерейскую хиротонию М.А. Новоселова (ныне причисленного к лику святых) и в десятки других подобных возведений в сан — без документов, подписей и печатей — верят, а вот в случае с отцом Николаем поднимают шум. Думается, что все это нужно лишь для того, чтобы опорочить саму книгу, в которой раздражающий критиков момент занимает всего несколько строк. Сан этих трогательных нынешних заботников «о букве» (один из них, написавший недавно книжку, лично вменил при жизни Старца его благословение ни во что) не должен нас ввести в заблуждение. Ведь и фарисеи во времена Христа были отнюдь не рядовыми людьми (мирянами, по-нашему): жизнь они, как известно, вели благочестивую, постоянно читали Писание, много молились. Только место Бога (и Благодати Его) у них занимал Закон... В руках на иконе Батюшка держит сосуд со знаменитым, Иерусалимским, маслицем, которым помазывал, обычно скрепкой, многочисленных паломников, а также образ Святого Благоверного Великомученика и Страстотерпца Царевича Алексия, сидящего на коленях у Святого Великомученика Григория Русского. Печатать этот образ отец Николай благословил 8 июня 2002 года, когда, как пишет матушка Николая, «Батюшка, подобно светоносному Ангелу, в последний раз освятил своими стопами землю». Получали иконки — уже в память Праведника — приехавшие на погребение Старца, как один из оставленных им нам Заветов... Над головой Батюшки дуга Царских Брат — кладбищенских ворот на Острове, расписанных монахом-иконописцем по его благословению незадолго до кончины. Основным сюжетом росписи послужило видение летом 1919 года бывшего матроса с крейсера «Алмаз», чудесно спасенного Богом через угодника Своего святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского, опубликованное в книге «Россия перед Вторым пришествием». Многие уже видели эти фрески: Нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа — Царя Небесного... Пресвятая Богородица — Царица Неба и земли... Святые Царственные Мученики... Друг Царей, Мученик Григорий Русский... Воистину Царские Врата! На иконе же изгиб их напоминает и о других Царских Вратах, в которых Старец стоял 87 лет. Он и днесъ (сегодня! сейчас!) стоит в них — один из великих святых предстоятелей за нас, за Россию, за мир перед Господом и Его Пречистой Матерью. В упомянутой нами книге «Небесный Ангел» есть строки, наполнившиеся после написания Батюшкиной иконы еще более глубоким, особым смыслом: «Уходя в Вечностъ чрез эти Царские Брата, Старец оставил нам духовное завещание: любовь к Церкви Божией, молитву за дарование России Царя, любовь к Отечеству Земному... Всё, что возводит в Отечество Небесное». Но разве мог враг спокойно взирать на это оставляемое нам Старцем зримое выражение его завета? И вот еще при жизни Батюшки оно подвергается явному нападению, да еще какому... Написанный одним монахом, по благословению Старца, образ Мученика Григория, другим монахом, по благословению высокого духовного лица, был залит масляной краской . Но Бог, как известно, поругаем не бывает. Образ, чудесным образом очищенный при помощи святой воды — в назидание безумно противящимся воле Божией, — сохранился. Нас же этот случай заставляет задуматься над тем немаловажным обстоятельством, что отнюдь не всякое послушание, как это нам часто пытаются внушить, выше поста и молитвы, а только то, которое не противно воле Божией. Знать же эту волю можно, лишь обладая наивысшим Божиим даром — даром рассуждения или пользуясь советами старцев, признанных всею полнотою Православия — народом Божиим. Царскими Вратами начинается мир горний. Небо, звезды небесные. Выходящая из облака — в сиянии — Десница Божия, Перст Которой указует на центральный медальон Царских Брат — Святого Царя-Мученика. Словно Сам Господь указывает предстоящим образу причину всех наших нынешних нестроений и показывает путь преодоления их — искреннее и неложное покаяние. (Вспомним в связи с этим и еще один предсмертный завет нам Батюшки — «Чин Соборного покаяния в грехах русского народа» и «Молебное пение о спасении Православного Отечества нашего Российского и народа нашего от богоборческого ига жидовского и обольщения близ грядущего антихриста».)
* Факт известный, но исполнители названы так и не были. А как лечить болезнь, не ведая ее причин, не вскрыв и не очистив гнойник? Впрочем, последнее — дело Врача душ и телес наших, о чем усердно молим Его. Справа и слева в мире горнем запечатлены фигуры двух святых в полный рост: Царя Иоанна Васильевича Грозного и Василия Блаженного. Причина их появления на иконе не только в том, что Батюшка — неложный чтитель Государей Третьего Рима — благословлял молиться Первому Русскому Царю, и то, что сам был в известной мере подражателем подвига святого Василия Блаженного. Батюшке в 2000 году принесли на благословение образ трех святых: Василия Блаженного, Иоанна Грозного и Мученика человека Божия Григория. Старец, благословив образ, спросил: «А почему меня здесь не написали?» «Отче! А где вам подобает быть написанному?» — Батюшка указал место: между Василием Блаженным и Иоанном Грозным В этом было не только указание Батюшки на свое место там, у Престола Божия, но и прикровенное благословение писать ему икону... ..Мир дольний. Батюшкины ножки в валеночках (как он любил ходить) стоят на песчаной почве Острова, поросшей травами и цветами. Среди них, с одной стороны, любимый его (забитый злыми людьми и исцеленный им) кот Липа, в час освобождения Батюшкиной души от тяжких земных уз изронивший на подоконник свои кошачьи слезинки. С другой — жившие среди многочисленных голубей при его келлии две белые горлицы — также не поглаженные людской злобой... Далее, у самого берега — часовня Святителя Николая и храм во имя того же Святителя, в котором Батюшка служил последние сорок лет. От служения в этом храме его... отстранили, назначив на его место молодых священников, не дав даже пенсии. Воистину, даже «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9, 58). (Вдумайтесь в это, люди!) Тем временем печатаются книжки: и те, кто проделывал все это со Старцем, на снимках стоят вместе с ним и улыбаются. Выходят фильмы, в которых о Батюшке говорят те, кого он и в келлию к себе не благословлял пускать. Впрочем, обо всем этом говорят Евангельские иконы, где, кроме Господа с Апостолами, сидит еще один персонаж... За храмом и часовней на иконе — Псковское озеро, пестрящее белыми парусами. На таких-то кораблецах плыли к Батюшке паломники со всей Матушки-России, а нередко и из-за ее пределов. Плыли под парусом надежды на милость Божию по Батюшкиным молитвам... К написанию образа раба Божия Инна, профессиональный иконописец, приступила 10/23 января 2003 года. Шли воистину Царские дни: 9/22 января — кончина Святителя Филиппа, Митрополита Московского (1569), словно пославшего ровно через триста лет (день в день!) Царю-Мученику верного Друга, молитвенника за все Его Святое Семейство — Григория Ефимовича Распутина . ** Родился он 9 января 1869 года. День этот был судьбоносным для Царственных Мучеников. В 1901г. в этот день скончалась бабушка Царицы Мученицы — Английская Королева Виктория. В 1905 г. в С.-Петербурге силами, враждебными России, были спровоцированы известные безпорядки. «Тяжелый день! — записал в дневник Царь-Мученик. — В Петербурге произошли серьезные безпорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!» 10/23 января — Преподобного Павла Комельского, иже на Обноре реце, благолепную раку к мощам которого Собственным попечением соорудили в 1912 г. Царственные Мученики. 11/24 января — убиение в Петропавловской крепости Мучеников Петроградских: Великих Князей Павла Александровича, Димитрия Константиновича и Георгия Михайловича, а также Великого Князя Николая Михайловича (1919). 12/25 января — день тезоименитства святой Мученицы Великой Княжны Татианы Николаевны. 13/26 января — Преподобного Елеазара Анзер-ского, Соловецкого чудотворца, по молитвам которого родился Наследник Престола Первого Царя из Рода Романовых Михаила Феодоровича — Алексей (будущий Царь Алексей Михайлович). 14/27 января — убиение в Ташкенте Великого Князя Николая Константиновича (1918). Некогда Великий Таинник Божий, Преподобный Варсонофий Оптинский заповедал Преподобному Никону: «Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое откроется... Случайного ничего нет в нашей жизни. Даже то, что кажется нам пустяками, имеет свой смысл...» В день начала писания образа иконописцу неожиданно были выданы документы на дом, получить которые так скоро и так легко она уже и не надеялась. Растиравшей же краски и помогавшей писать фон иконы рабе Божией Татиане пришел в этот день образочек Царственных Мучеников с землей из Ипатьевского дома, о котором она и не помышляла В этой воистину Серафимовской любви — весь наш Батюшка, от которого воистину никтоже тощ и неутешен отъиде, Сходство иконописного облика с земным — одна из самых сложных проблем для иконописца. Она хорошо известна нам по иконам тех канонизированных подвижников последнего времени, представление о внешнем облике которых мы имеем по многочисленным фотографиям: лик на иконе должен напоминать знаемый нами земной образ, но не копировать его подобно фотографии или рисунку с натуры. С Божией помощью достичь этого подобия удалось: и фигура, и лик — все Батюшкино! Произошло это в доме, откуда перед самой росписью Царских Врат, на Острове, диктовался по телефону прямо на Остров текст видения матроса Силаева (книги с текстом у Батюшки не оказалось, т. к. он подарил ее в один из монастырей); а позднее отсюда же, в первые посмертные часы, монах одной из московских обителей Антипа объяснял, также по телефону, Батюшкиным послушникам, как выложить гробницу со сводом по оптинскому образцу. Позже на том столе, где произошло чудо рождения иконного образа Старца, уже после молебна состоялась поминальная трапеза. За столом собрались те, кто, пусть и в разной степени, оказались причастными к этому соборному труду: священник Алексий, рабы Божий Олег, Нина, Сергий, Инна, Татиана, Тамара, Алексий, Лев и иже с ними Батюшкины чада. ...Работа была завершена, икона подписана и покрыта олифой вечером 10/23 февраля в воскресенье. Наступили, таким образом, новые литургические сутки. А на следующий день отмечалось полгода Батюшкиной памяти. Такое «совпадение», дерзнем предположить, свидетельствует о том, что понесенные труды Батюшкой благословлены. Завершающий этап работы выпал на дни праздника Сретения Господня. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром... Икона «Праведный Николай в Царских Вратах» уходит в мир. Она идет к вам, люди! Батюшка идет с молитвой по Руси! Да не ползок путь сей будет, направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Сергей Фомин, член Союза писателей России 12/25 февраля 2003 года Иверской иконы Божией Матери 15
Мироточение образа «Праведный Николай в Царских Вратах» «Во вторую седмицу Великого Поста 18 марта 2003 года около 17 часов литографический оттиск недавно написанного образа протоиерея отца Николая (Гурьянова) замироточил крестом по стеклу иконной рамки. В память дня обретения иконы Божией Матери «Державная» на крестном ходе в Москве (15 марта 2003 года) знакомый православный фотограф раб Божий Сергий подарил мне фотографический снимок недавно написанного образа Старца Николая. Вечером того же дня у меня был в гостях отец Серафим, приехавший в Москву из Дивеевской земли. Он-то и благословил меня распечатать сразу же пришедшийся по душе образ великого Старца. Утром раздался звонок молодого священника из Челябинской области. Отец Александр только что приехал на короткое время по своим церковным делам и просил меня устроить ему поездку в одну подмосковную квартиру, где мироточат многие иконы. 18 марта 2003 года, приобретя для иконки деревянную в стекле рамку, вместе с отцом Александром и его пономарем Александром, рабом Божиим Дмитрием мы оказались в необычной квартире. У порога нас встретило небесное благоухание. Хозяйка квартиры разрешила положить иконку на полку среди множества мироточащих и кровоточащих святых икон. И, о чудо (!), сразу же, как только мы зашли в Небесную комнату, на иконе отца Николая Псковоезерского появилась слезинка мира прямо на образке Цесаревича Алексия и Григория Нового. По всей иконе с внешней стороны стекла буквально на глазах крестообразно стало образовываться благоуханное миро: сверху вниз и справа налево. Подошла еще группа паломников. Все видели это чудо. На следующий день многие счастливые люди увидели это чудо на православной книжной ярмарке в Черниговском переулке. На ярмарке из глаза Старца Николая полилась крупная мироточивая слеза. Через всю икону появился православный, осьмиконечный крест. Верхняя перекладина состоит из слов, вторая, широкая — мироточивая, третья же, наклонная перекладина — в самом низу. Мы все, нижеподписавшиеся, заверяем о чуде Бо-жием, где Господь и Бог наш Иисус Христос показал людям знак особой любви и благодати к Праведному протоиерею отцу Николаю. Свидетели о чуде Божием: иеромонах Серафим (Нижеюродская обл.), священник Александр (Челябинская обл.), миряне — рабы Божий Димитрий (г. Москва), Александр (Челябинская обл.), Сергий (Владимирская обл.), Сергий (г. Москва), Александр (Владимирская обл.), Ирина (г. Москва), Валентина (Московская обл.), Надежда (Московская обл.) и другие 16. ПРАВЕДНЫЙ НИКОЛАЙ, СВЯТО ПОЧИТАЮЩИЙ ЦАРЯ Праведный Николай был истинным Царским Архиереем, чуждым всегда всякой политики, Святитель-молитвенник, следующий догмату Православной Церкви о том, что «при короновании на Царство Православных Царей совершается помазание их как высшая ступень таинства Церкви, которое, как и любое таинство, имеет догматическую силу». Старец, воспринявший святоотеческие традиции и не уклонявшийся от православных догматов, рассматривал возведение на Царство Царя как рукоположение в Церковный чин. Один из основных законов Российской Империи прямо гласил: «Император именуется Главою Церкви как верховный защитник и хранитель догматов Православной Веры». Царь является не только симфоническим мирским Архиереем, но и единственным Епископом внешних дел Вселенской Церкви. Согласно 104 правилу Карфагенского собора, каждый «праведный Царь имеет святительский чин». Поэтому в присутствии Батюшки Николая невозможно было мыслить иначе о Царской власти, чем как учит Церковь. Любое небрежение к святому Царскому званию вызывало глубокое переживание Батюшки. Он не позволял говорить дерзостно о любом Царе, поскольку это была хула на Помазанника Божия. Все резкие, не говоря уже об оскорбительных, слова о Царе-Великомученике Иоанне Грозном, Императоре Петре Великом, Государе Павле Петровиче, Святом Царе-Мученике Николае и других Государях, вызывали в Батюшке праведный гнев. Он строго говорил, что лично он «не дерзает осудить ни одного Царя, поскольку Они — Помазанники Божии. Это — великий грех». Он не разрешал слушать и читать ложь о святых Царях и вообще о людях, поскольку это ведет к помрачению ума. Любая ложь ведет к этому. Когда человек верит лжи, в его душе нарушается божественная гармония, — говорил Батюшка, — ослабевают божественные струны и охладевает любовь к Богу, душа мутнеет и в ней легко поселяется мрачный враг. «Мутнеет око души, и она не видит истины», — говорил Старец. Вот почему так злословят многие Святого Царя Иоанна Грозного и Божия человека Григория Русского (Распутина). Из-за нечистоты сердец... Так объяснял Батюшка... С глубоким благоговением Старец держал в руках фотографии и портреты Русских Царей и Цариц, прикладывался к ним как ко священным изображениям. (Бывало, он протягивал фотографию и говорил: «Приложитесь!») Благоговение и любовь ко всему царскому источала душа Праведного Старца. Надо было видеть, как озарялось его лицо, когда он рассматривал царские альбомы: «Это все старинное, духовное!» Он очень почитал все, что напоминало о величии и красоте Великой Руси, чувствовалось часто, что пред его молитвенным взором проплывали благодатные картины утраченной России, тихой, мирной, детской — Царской России... Он бережно держал в руках рисунки сельских храмов, со стройными маковками куполов, легкими начертаниями деревенской избы, подле которой задумчиво стоял старенький батюшка в бедной ризе... Вспоминал отчий дом: «У нас были огромные Царские Портреты — во весь рост»... Тепло произносил слово «мамушка», «моя нянюшка Нюша»... Мы любили с Батюшкой читать стихи Сергея Бехтеева... Старый дом, старый друг, одинокий, забытый, Погруженный в раздумье таинственных снов, Опустевший, безмолвный, холодный, забитый, Утопающий в зелени пышных кустов... Старый дом... старый друг, позабытый, далекий, Уцелел ли ты в бурях безжалостных гроз, И стоишь ли, как прежде, в глуши одинокий, Опоясан кустами сирени и роз ? «Старый друг — лучше новых двух», — часто повторял Старец... Старая, милая, дорогая Былая Русь! Русь былин, Русь Белого Царя! Все — чистое, светлое, родное и тихое. «Духовное, — говорил Батюшка. — Русь всегда жила духовно и Духом Святым, «красное», кроваво-материальное, ей навязали, и оно нам чуждо»... Светлые юные годы детства и отрочества Старца Николая протекали в молитвенной тишине и сосредоточенности на берегу озера в небольшом поселении с дивным наименованием — Чудские Заходы... Это — родина дорогого отца духовного. Он впитал в себя заходящую Святую Русь, Царскую, ее он искренно и молитвенно чтил: Да, это ты, дорогая, Святая, Русь Богомольная, сердцу родная Кротостию тихой своей... Б крестных страданиях своих одинокая, Сильная верой людей...
Помню однажды то небывалое состояние души Батюшки, когда мы зачитали ему письма русских детей и матерей, отправленные томящемуся в узах в Ипатьевском доме Царю Николаю. Они готовились для публикации в книгу «И даны будут Жене два крыла», но нам хотелось порадовать Батюшку, и Сергей Владимирович Фомин, автор, зная, как Старец почитает Царственных угодников Божиих, отправил спешно рукопись. Письма соответствовали образу чистой, детской, Царской Руси, о которой нам всегда говорил Батюшка: Письмо русских детей: «Всемилостивейший Государь! Николай Александрович! Если Вам тяжко переносить заключение свое, то верьте и знайте, что миллионы русских сердец оплакивают Вас, как Страдальца за Святую Русь. На нашей планете, начиная Спасителем, немало было страдальцев; и на Вашу долю выпала эта горькая чаша. Люди злы, но миллионы русских сердец возносят мольбы к Богу об утешении Вас. Молитесь же и бодрствуйте! Верный и неизменный Вам 12-летний Георгий». Письмо русских женщин: «Дорогой Государь! Все, что есть лучшего в душе у женщины, святого, чистого, нежного, что мы можем только передать своему ребенку, — мы, русские женщины, кладем к Вашим ногам. Душа русской женщины ожесточилась, полна мраком и ужасом, все светлое ушло вместе с Вами, Государь! Спасибо Вам за светлые годы нашего детства, когда мы любили нашу Родину и верили в людей, спасибо Вам за отношение к женщине, пусть Царица целует Ваши прекрасные чистые глаза. Если бы не боялись повредить Вам, — мы, женщины, протянули бы руки и вынесли бы Вас на руках. Боже мой!!! Вы, Государь, на нашем родном Урале — среди нас — в простой квартире, как и мы, и что-то светлое оживает в душе. Мы молимся за Вас, за Государыню, за Ваших Детей. Живите, Государь — дышите одним воздухом с нами — мы все готовы умереть за Вас!» Екатеринбург. 14 мая 1918 года.17 Это писала Русь, опоясанная кустами сирени и роз, насаженными Святым Царем Николаем... СТАРЕЦ НИКОЛАЙ, СОБИРАЮЩИЙ ЦАРСКУЮ РУСЬ Батюшка Николай испытывал всех на верность Царю. Те, кто не вопрошал и не искал ответа, не стучавшиеся в «дверь» духовных сокровищниц Старца Николая, не пили из его благодатного царского источника. Батюшка Николай был истинным монахом и Старцем, потому и не предлагал сокровенных истин тем, кто не искал, потому что у праведности нет «колокольчиков», которые бы своим звоном привлекали любопытных. Праведность — это невещественный дар Божий. Если ныне кто-то свидетельствует, что от Батюшки Николая не слышали ничего о Царе Иоанне Грозном, Царской Семье, Мученике Григории (Распутине) и о многом другом, им не ведомом, то это их личное незнание, их личное непочитание, личное неприятие святости этих Угодников Божиих, а не Батюшки Николая. Вот как об этом говорит великий Старец Горы Афонской Иосиф Исихаст: «Они должны захотеть познать, и тогда я им скажу. Но поскольку нет вещества готовности души, как мне трудиться? Иначе мы бьем наугад, по воздуху. Один хочет писать, но не спрашивает о своей душе, о грехах, о своих ошибках, как их исправить, а только говорит: «Что нового?» Другой пишет, какая погода? А иные совсем не спрашивают. Так вот, даже Господь не велит отвечать, когда тебя не спрашивают, а говорит: «Просящему у тебя, дай». Не говорит: «Не просящему». Есть тысячи душ, которые просят, чтобы мы дали. И Бог от нас требует. А не просящим полезна, пожалуй, молитва, чтобы мы молились о приходе их в чувство. И тогда и они спросят. И тогда и мы с радостию и любовию легко отдадим им от подаваемого нам Богом»18. Жаждавшие познать Истину, тысячи душ, утоляли духовную жажду и прозревали, прозревали и в отношении Царской Семьи и Их Друга Григория. Скольким сердцам Батюшка привил истинную любовь ко Господу, Церкви, к земному Отечеству — Руси Святой — и Царю, что неразделимо в сознании православного человека... Открыл, что Царь имеет уже на земле небесное достоинство и что Царская власть необходима. Духовными молитвенными попечениями и благословениями святого Старца Николая церковным народом было написано множество икон Святым Царям и Царице, он воодушевлял на написание житий и молитвословий Им, давал толчок исследовательским трудам, направленным на восстановление истинной истории Русского Государства. И все «просящие» воспринимали в меру своих сил и дарований, исправляли свое невежество и незнание духовное, человек начинал подвизаться, руководимый Батюшкой. Многие приходили к нему в состоянии, когда принимали суетные законы этого мира за великую вещь, но проходило время, и понимали и осознавали, что это обман... Батюшка имел благодать открыть человеку суетность земных страхов и попечений. Ложность земного устроения души и духа... «Суета сует и всяческая суета!» — любил повторять Старец слова из Писания. Он давал почувствовать, что мы оплетены паутинами ложных, не своих, мыслей, которые пленяют наше сознание и свободу духовную, которая должна быть всегда во Христе. «Бояться нужно только Бога и греха», — говорил он. Истина, которую возвещал Старец, приносила сердцу тишину, покой и ясность. Подле Батюшки было покаянное углубление в себя, безнадежие на свой ограниченный ум и утешительное упование на Господа. Старец всегда пребывал с Господом, и непоколебимость Правды Божией наполняла и наши сердца через его молитвенный дух. Мы верили, всегда и во всем, доверяли отцу духовному... Он научал отличать истину ото лжи, даже если она и облекалась в личину добра. Ложь приносит неопределенность, мрак, недоверие, препирательства, совопросничество и подозрительность. Сильный своей чистой верой в Господа, не имевший и тени человекоугодия, Батюшка всегда напоминал, что здесь мы — временно, в гостях, в изгнании, отвечать будем все пред Спасителем, о Нем и надо помышлять всегда. Он всегда повторял, и слова его в сердце написаны как завет: «Благословляю жить всегда для Бога, а повеления угождать людям, нам не дано». Главное: надо простираться за Ризой Спасителя, а не за человеком, каким бы великим он ни был. Посему Старец не дозволял отношения к себе как к «кумиру, идолу», всегда обличал таковое в людях и исправлял. Однажды к нему приехали взять благословение на создание партии «Святая Русь». Батюшка ответил: «Русь на святость благословляю, а партию — нет!» Приведу другой пример, позволяющий понять, как врачевал наши страхования отец Николай. В 2001 году, 15 декабря, на Епархиальном собрании Московского духовенства рассматривался вопрос о возникшем народном почитании Старца Григория (Распутина) и Царя Иоанна Грозного. Святейший Патриарх Алексий II высказал свое личное неодобрение и порицание за таковое почитание. Обращение Святейшего было разослано по всем храмам. Сразу зазвучали «обличительные», угрожающие слова: «раскол, ересь, непослушание, церковная дисциплина, церковный политес»... Срочно стали печататься гневные статьи, раздражительные и оскорбительные, насмешливые в отношении, простите, Первого Государя Русского, Помазанного на Царство, о котором писал с уважением даже папа Римский Григорий XIII в 1576 году: «...сколь могуществен Государь Российский, обладающий народами многочисленными и воинственными на этом пространстве шара Земного, сколь и знаменитые победы одержал Он над врагами Христианства, сколь велик и славен Он искусством и мужеством на поле брани, мудростию в управлении Державы Своей, и великодушием, и всякими Царскими доблестями, кои, украшая Его, возбуждают общее удивление и любовь к Нему» (Переписка пап с Российискими Государями в XVI веке. 1834 год)... Люди же нашего времени, утерявшие понятие о царской харизме, недостаточно глубоко знающие духовную историю России, по причине целенаправленного изъятия из хроник и летописей материалов, касающихся личности Царя Иоанна Грозного, и воспитанные на атеистической литературе, смутились цареборческими статьями, появившимися даже в церковной прессе, после прочтения которых их обуял непонятный страх: что теперь будет? Почитавшие этих Святых верующие, встревожившись, приехали спросить Батюшку, что делать, как быть? «Бога благодарить и сказать: прости их, Господи! — сказал Батюшка. — Здесь, в почитании этих святых, нет никакого греха и никакой ереси, это они, не подумав, говорят так, нервничают. А раскола никакого нет! Раскола из-за святых нет, никогда не бывало и не будет! Это все пустое, врагом навеваемое неприятие. Надо мягко объяснять, что мы любим и ценим этих подвижников Христовых, и такое почитание Церковию разрешено и даже одобряется, даже награда от Господа нам за это будет. Мы веруем в их святость, и Церковь разрешает им и акафисты петь, и службы, и иконы писать, потому что в этом выражена духовная любовь к угодникам Божиим. Так всегда было в Православии... Эта истина хранится в Священном и Святом Писании... Вот вы посмотрите, что надписано на иконе из Грановитой палаты Московского Кремля над главой Царя Иоанна: «Благоверный и Христолюбивый, Богом Венчанный Великий Государъ Царь и Великий Князъ Иоанн Васильевич, всея Великия России, многих государств Государь и Самодержец»... Это Церковь о Нем так писала... А кто не желает, пусть не молится им, но не ругает, и — сохрани Бог! — пусть не хулят: это великий грех. А мы будем молиться, чтобы Господь всех нас соединил в понимании. А вы не переживайте, пусть вас ругают, бранят, оскорбляют, не отступайте от Истины, трудитесь. Только все делайте по Евангелию, с терпением, храните евангельскую истину. Надо обо всем писать и говорить, только с любовию». В другой раз сказал: «А как тяжело будет тем, кто бранит святых! Вот призовет Господь душу такого человека, будет она подниматься на Суд Божий, а там — Царь Иоанн — во святых! Заскорбит душа, заплачет! А как исправить? Вот ведь как надо жить духовно осторожно и никого не судить. Бог управляет миром, а у Него нет неправды; правда человеческая бывает греховна, надо бояться греха и беззакония». Слова Старца имели благодатную силу. Правда его слов доказывалась образом его святой жизни: он никогда не говорил лишнего и неполезного для души, тем более, касающегося жизни Церкви, и мы верили ему. Как молено было не верить молитвеннику, которому Господь показал и Рай, и ад, прошения коего о страждущем, грешном мире, исполнял?! Как не внимать богобоязненному Старцу, пребывающему в горнем мире и собеседующему со святыми и Ангелами Божиими?! Батюшка обладал духовным знанием и отличал Добро от зла... Старец Николай получил «чин» и «устав» духовной жизни от святых людей, светильников, знавших дорогу ко Христу; по этой узкой, в терниях и острых камнях, дороге шел благодатный Старец и вел по ней всех, кто открывал ему сердце и доверял без сомнений. От себя он ничего не говорил: его Жизнь была продолжением Жизни во Христе духоносных отцов, оставивших ему в наследство духовные сокровища. Все «царское» собиралось в смиренной келлии Батюшки: скульптурные изображения, медальоны, нательные образочки Царя, вышивки, рисунки, картины, иконы, поэзия и проза, художественные и документальные фильмы на царскую тему, песнопения и службы Святым Царственным Страдальцам...Почему все это притекало и собиралось на маленьком Островке, отстоящем от царственных столиц, находило тихое пристанище в маленьком домике, переполненном людьми и Божиими тварями? — Потому что сердце Батюшки вмещало невместимое, потому что он расширил молитвой и любовию свое сердце, которое уже не имело границ... Потому, что он очень любил Царя Николая.. Никто так не любил Святую Царскую Семью, как Ее любил Старец Николай. Я не встречала... Любил молитвенно, жертвенно... Истинная любовь всегда жертвенна: ради любимых идут на страдания, унижения, злосчастия... Батюшка всегда молитвенно плакал о умученных Царственных Страдальцах, и слезы его молитвы чувствовали люди, чистые сердцем, и воспринимали от Батюшки эту любовь. Молитвы Батюшки Николая подобны светочам истины, зажигающим сердца людей пламенем любви ко Святому Царю-Мученику Николаю. Старец воспевал Небесную Славу Царственных Страдальцев в Жизни Вечной, ему была открыта Их несомненная святость. Смиренный молитвенник запечатлевал в наших душах светозарные образы Царственных Печальников Земли Русской. Нас много, научившихся от него любить. Просветлела душа народная, прикоснувшись к источнику святой любви Старца Николая к Помазаннику Божию. И сейчас, по всему полоненному Русскому Царству, по всей Божией Земле, пробились насажденные и Батюшкой ростки любви к многострадальному, покинутому всеми Царю. Он — в наших сердцах: Царь Многострадальный Народа Многострадального. Духовное наследие Старца хранится в верных сердцах... Батюшка открыл нашим духовным очам Николаевскую Царскую Русь... «Царь грядет!»,
|