На главную      К списку книг                             

Содержание   Назад       Далее                     

Скачать книгу полностью. Скачать дополнительные фотографии.

Страница 3

Старец Николай Гурьянов святой праведный Николай Псковоезерский

Святитель Нектарий -

Святой праведный Николай Псковоезерский-

Старец Николай (Гурьянов)

КНИГА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

РИЗЫ СМИРЕНИЯ

Светоносному отцу совершенно были несвойст­венны ни гордыня, ни тщеславие, ни осознание вели­чия своих духовных дарований и сана. Ему была прису­ща врожденная, Богом благословенная скромность и дивное смирение. О своем епископстве он говорил просто и благодушно, в глубокой простоте сердечной: «такова была воля Божия, Архиерейство мое закон­ное и многолетнее». Достоинство сана и духовных да­рований незабвенного Батюшки Николая несомненно высоко и велико, но чувства, с которыми он жил, были смиренны, что и не дозволяло многим, имеющим о се­бе высокие чувства, даже допустить мысль о его архиерействе.

Батюшка всегда учил всех простоте, той святой простоте и чистоте сердца, которую он стяжал и кото­рая учит видеть мир духовным взором: «Вы должны чувствовать и понимать, — говорил он, — что Бог руко­водит всем, и ничто не происходит без Его воли». Одна­жды в 1997 году к нему обратились из народно-патриотического союза Петербурга, из редакции газеты «Земля Русская», выходящей под эгидой Петровской Академии наук и искусств: «Батюшка! Как жить, когда Россией правят люди, ненавидящие и разрушающие ее?» «Нет! — перебил Батюшка Николай. — Нами пра­вит Бог! Живите и радуйтесь!»

И добавил Старец: «Живем неплохо — церкви не разрушают»...

Старец — епископ, «кафедра» которого в смысле духовной ответственности и «земной протяженности» превосходила многие митрополичьи кафедры или же округа, поскольку подвижник имел от Господа послу­шание принимать всех притекающих к нему.

Историк Церкви профессор Е. Голубинский в «Ис­тории Русской Церкви» в главе о каноническом управ­лении ее пишет, что церковное управление слагается из двух элементов: «из того, что есть в нем богоучрежденного, и того, что есть в нем обыкновенного, челове­ческого. Богоучрежденное... что каждое христианское общество, большое или малое, должно иметь свою Ие­рархию, состоящую из епископа, пресвитеров и диако­нов; все же остальное в нем — система так называемой административной централизации, происхождения столь же человеческого... как все порядки всех граж­данских обществ» 7.

Богобоязненный монах епископства себе не искал, он был предызбран Господом, что определяется «богоучрежденностию», он был возвеличен и облечен в вы­сокий епископский сан по Промыслу Божию за свое великое смирение и любовь ко Христу. «Человеческой, административной» чести епископства, с наличием назначения на конкретную, земную кафедру, он не имел... «Так было угодно Богу», — объяснял нам сми­ренный Старец. Ибо Спаситель зрел сердце его: превы­ше всего созерцатель Тайн Божиих праведный Нико­лай любил аскетический, святой, уединенный образ жизни, ведущий ко блаженству. Он желал только одно­го, чтобы из сердца его непрестанно изливалась слад­чайшая молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя, грешного». Эта молитва превращает дыхание в Божественный гимн, возносит ко Христу, соединяет с Ангелами и содевает человека подобием Божиим. Он не хотел терять сердечную молитву, кото­рая открывала мир небесный и возносила в горняя, где он созерцал неизреченные и страшные видения, «по­нять которые не может никто, кроме тех, кому удает­ся достичь этой степени», — объясняет Варсонофий Великий. Чудотворец Иоанн Шанхайский постоянно напо­минал изречение Святого Григория Богослова: «Те, кто оставляют кафедры, не теряют Бога, но будут иметь епископство горнее, что много выше и безопаснее, чем это епископство дольнее».

ГОРНЕЕ ЕПИСКОПСТВО

Горнее епископство хранил и восхитил в блажен­ную Вечность святой Старец Николай. Очевидно, что для Батюшки епископство не было «почетной ступе­нью», а являлось духовной лествицей восхождения к небесному, и пример его шествования от земли на Не­бо должен и наши умы привлекать к Богу и иным, не­бесным, реальностям, которые невозможно постичь логическим мышлением.

Батюшка Николай, по своей духовной жизни, во многом подобен Владыке Иоанну Шанхайскому. Не­обыкновенна простота, святая простота их Духа, по­зволяла им быть свободными от того, «как принято ду­мать», «как должно считать», он не был стеснен рамками человеческих воззрений и мнений. Возвышенная, постоянная устремленность к высотам Небесного ми­ра, делала его таинником Божиих откровений. Прежде всего, Владыку Старца Николая (схиепископа Нек­тария), как и владыку Иоанна, надо понимать как Христа ради юродивых, оставшихся таковыми и в епископском сане. Оба Владыки, подобно Григорию Богослову, не соответствовали «принятому» «стандарт­ному» пониманию «облика» епископа. Они жили жизнию духа, а не плоти. Вот как говорил о монашестве Чудотворец Иоанн: «Монаху, как только постригут его, надо все сразу дать: саккос, великий омофор, белый клобук с алмазным крестом, две панагии, — словом, все. А потом, по мере возрастания духовного — пома­леньку, потихоньку все это опытные старцы будут с не­го снимать. И если он станет истинным монахом, вои­ном Христовым — то в гроб ляжет в одном подрясничке». Батюшка Николай прошел смиренным путем делания, неся в простоте свое послушание епископа, и отошел ко Господу истинным монахом — «воином Христовым, в одном подрясничке». И напрасно не хо­тят понять эту духовную высоту люди, которые, не уви­дев на всечестном теле Старца Николая во время обла­чения (опрятывания) парамана, берутся судить, что он не монах. Такие монахи-епископы, как схиепископ Нектарий — красота и радование Церкви, ибо они яв­ляются вместилищем великой, огненной силы Духа Христова, которая преображает мир, являет ему при­мер победы Духа над плотию. Именно древнеотеческий дух озарял душу праведного Старца, который по­добен огненному херувиму, попаляюшему внешнее, плотское, недостойное внити в Царство Небесное. Именно такие святые, как Батюшка, восприняли не­бесную славу отцов, ни во что вменявших земное.

С точки зрения канонической, говорил Батюшка, архиерейская хиротония его была законной и безупреч­ной, имевшей исходную преемственность. Воистину, это так и было... Богобоязненный пастырь, исполнен­ный с детства монашеских добродетелей и дарований, прошедший монашеский искус под водительством опытных старцев, имевший непорочное и доброде­тельное житие, совершавший служение в Православ­ной Церкви среди пастырей-архиереев исповедников, наблюдавших его достойное жительство, по Промыслу Божию и благословению отцов — поставлется в епи­скопы в трудное для Русской Церкви время. Поставля­ется без кафедры, поскольку тогда кафедры не откры­вались, а упразднялись: уничтожалось самое Тело Свя­той Церкви, физически истреблялись корни — духовенство и архиерейство. Всем ныне известны страшные последствия и данные в цифрах этих гоне­ний. Сравним, восплачем и помолимся...

На 1917 год: Епископов — 163; священников — 51.105; храмов — 79.767; монастырей — 1.257. К 1939 году. Епископов — 4; священников — 400; храмов — 400; монастырей — 80... По словам святого Батюшки Серафима: «Ангелы Божий не успевали принимать ду­ши умученных за Веру».

Уже Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 года принимает решение срочно увеличить число архиерейских кафедр и в епархиях от­крыть по нескольку викариатств, совершить архиерей­ские хиротонии. Мудрые Архипастыри, светильники Церкви, прозревают грядущее... Всезлобный ад обру­шился на Церковь после того, как был предан, всеми оставлен и ритуально умучен извергами Русский Пра­вославный Царь. Отъят был Удерживающий Божий Помазанник, — и тайна беззакония открылась во всем своем страшном, диавольском коварстве. В 1939 году из Архиереев на своих кафедрах оставались: Митропо­лит Московский Сергий (Страгородский), Митропо­лит Ленинградский Алексий (Симанский), Архиепи­скоп Петергофский Николай (Ярушевич), управляю­щий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Открытое духовенство, оставшееся в живых, находи­лось в тюрьмах, лагерях и ссылках. Исповедники веры Христовой взошли на Голгофский Крест. Последовал на Крест за Христа и Царя двадцатилетний таинник Божией Матери Николай, уже имевший монашеский постриг.

«Сорвали цветок и топчут его в грязь»

Эти слова вышли из уст одного архиерея-мученика при виде смиренного юного монаха, оказавшегося в узах в Питерских «Крестах». Смиренный, непоколеби­мый молитвенник! Это отражалось во всем облике Ба­тюшки и в глазах с самого детства. Высокого роста, со­бранный во всем: и в мыслях, и в помыслах, и в словах, и во взгляде. Он казался мне всегда очень высоким, по­тому что дух его пламенел молитвенным столпом к Небу. Взор Старца, с детства, всегда обращен вовнутрь. «Знай себя, храни сердце!» — так постоянно научал Старец. Глубинное созерцание Господа чрез молитвой очищенное сердце. «Я с детства только Господа знал и Его любил... Любил Господа так, что плакал. Всегда, и во всем, и везде для меня был Один Сладчайший Спаси­тель мира Христос». В Чудских Заходах проживало много эстонцев, они были протестантами, лютерана­ми, не освященными Духом Святым. Юный отрок знал, что без принятия Благодати святого крещения спасения души не будет и, духовно любя своих малень­ких эстонский друзей, погружал их в бочку с водой — и крестил со словами: «Во Имя Отца — Аминъ! — и Сына — Аминъ! — и Святаго Духа! Аминъ!» Затем одевал всем деревянные крестики, которые сам делал. Часто собирал на молитву, вручал иконы, кресты и с пением: «Господи, помилуй» («Иссэнт хэй да арму» — по-эстонски) вел крестным ходом вокруг Храма и села. И до последнего дня своей земной жизни Ста­рец возносил ко Господу это прошение на двух языках.

«Иисусе Сладчайший, спаси нас!» — так молился во всех скорбных обстояниях духоносный отец. Ака­фист Иисусу Сладчайшему был его молитвенным дыханием. Читая его, он разговаривал с Господом. Благо­ухание молитвы Иисусовой, почивавшей на устах и в сердце Старца, наполнило светом тюремную камеру. В темной каменной пещере зазвенел весенний ручей, мощно пробивший заледенелый снег. Томившиеся долгое время в камере узники почувствовали молит­венные удары юного сердца. Билось оно любовию ко Господу... Эта любовь мгновенно согрела усталые от брани и искушений сердца. Батюшка всегда мало говорил, потому что непрестанно пребывал в молитве, и она истекала и в сердца бывших рядом с ним людей... Не преобучал Иисусовой молитве специальными на­ставлениями, но просил Господа даровать ближнему это утешение; конечно, если сердце человека искало Божественной сладости в Сладчайшем Имени Спаси­теля, и тогда Господь Сам, за молитвы Старца, возжи­гал сердце.

Божественный плод молитвы отражался во всем облике юного подвижника, и убеленный душою архиерей-мученик, опытный делатель и наставник при­зывающих спасительное Имя Господа Иисуса Христа, узрел яко крин селъный, распустившийся посреди гряз­ной камеры. «Сорвали цветок и топчут его в грязъ» — прошептал Владыка. Сердце архипастыря было истощено болью и переживаниями за судьбы Церкви. Все кто молятся, излагают свои мысли светло-духовно и приточно-образно. «Благоухающий крин Царицы Небесной» — так видели Старца Николая ду­ховные люди. Величие нареченного образа восходило к высоте и силе молитвы Старца. Ангельские струны его души звучали в гармонии с Ангельским миром, славя­щим Бога.

Ангельские души праведников пребывают с нами в мире, во зле лежащем. Они украшают и очищают наш страшный мир. Они научают нас Любовию Христовой не отчаиваться и жить в этом мире, побеждая страх, и быть верными Спасителю даже до крови. Батюшка Николай был верным. Мы любили с ним вспоминать крестные страдания русских Архиереев и духовенства. Какую радость доставляли ему жизнеописания новомучеников и исповедников Российских! Некоторых из них Старец близко знал, многое рассказывал о них. «Слава Богу! Им теперь молятся и учатся от них вере христианской и мужеству, исповедническому духу», — говорил Батюшка. Помянник духовенства и мирян, принявших мученическую кончину на Бутовском по­лигоне под Москвой за то, что они не отреклись от Христа, он взял из моих рук со словами: «Святые Муче­ники, молите Бога о нас!» — и попросил оставить ему этот Помянник на молитвенную память. Попросил именно так написать на первом листе: «На молитвен­ную память Батюшке...» Слушая их жития, он часто плакал и непременно делал глубокий поясной поклон ко святым образам, а если были силы, то и земной — пред иконами Спасителя и Матери Божией.

В житии святого Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского), которое читали еще задолго до публикации в рукописях, есть удиви­тельное свидетельство его мучителей о том, как он вел себя на допросе и как свято берег Веру, напутствуя христиан «не принимать злых умыслов инородцев на Церковь Христову, которая является последним усто­ем, сохраняющим от развала нашу русскую нацию» и собранное веками самим народом богатство. «Все мое преступление против власти рабоче-крестьянского правительства, — сказал Владыка, — сводится к тому, что я содержу верно и твердо исповедуемую мною свя­тую Православную Веру, заповедующую мне до смер­ти стоять за Святую Церковь и церковное достояние». Затем Владыка долго молчал и не отвечал ни на один из вопросов. Присутствовавший в ЧК на допросе сви­детель вспоминает: «А потом, будто решившись на что-то, снял с себя нагрудный крест, завернул его в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол, поднялся с кресла и, обра­щаясь к нам, сказал примерно так: «Мы враги откры­тые, примирения между нами быть не может. Если бы положение было противоположным, я, Именем Гос­пода Бога, приняв грех на себя, благословил бы пове­сить вас немедля. Других разговоров от меня не будет». Потом сел, не спеша развернул крест, надел на шею, спокойно поправил его на груди и превратился в будто бы отсутствующего человека». Превратился в отсутст­вующего. Да, богоборцы не ошиблись! Святитель вос­ходил ко Господу, оставляя богоотступникам их ру­котворный ад!»8

В семнадцатом веке пережила Святая Русь лихоле­тье «рукотворного ада», в Смутное время, когда на нее, как на огромный тонущий корабль, ринулись со дна разные хищники: продажные бояре и князья, поляки с Сигизмундом, иезуиты с «католической экспансией», самозванцы и «воры», и жидовины... Казалось, что дни русские сочтены, уже звонил похоронный колокол по Святой Руси... Но среди этой смуты загремел глас Пат­риарха Гермогена, призывающий свергнуть иго: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволил Отец Небесный дать нам Царство... Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне Веры и Правды стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может пото­пить корабля Иисусова!»

На Святого Патриарха поднялся главарь измен­ников, предатель, что хуже любого иноплеменника, требовать, чтобы «разрешил Патриарх народу Крест целовати самому Королю Сигизмунду». Гермоген — адамант, с проклятием отказал боярам передать Рос­сию и Православие в угоду полякам и папе. Салтыков бросился с ножом на Патриарха Гермогена, но без-сильно отступил, когда Святый пастырь, творя крест­ное знамя, возгласил: «Крестное знамение да будет против твоего окаянного ножа. Будь ты проклят в сем веце и будущем!»

А Святой Руси Патриарх Гермоген оставил запе­чатленный мученичеством завет:

«Стойте за Веру Православную неподвижно, а я за вас Бога молю!»

Мученики двадцатого века исполнили этот завет, исполнил его и духоносный Старец Николай — Столп Веры, мужества, истинный, непреклонный на соглаша­тельства, непоколебимый пастырь — Царский Архие­рей схиепископ Нектарий, воспевающий и хранящий в сердце своем заветы Святой Руси и передавший эти заветы нам: «Храните Веру Православную и молитесь о даровании Царя. Царь-Батюшка — Помазанник Божий. При венчании на Царство Ему дается в руки ски­петр и держава, а держава — образ Державы Небес­ной, Которая в Пречистых Дланях у Спасителя мира. Тот, кто со Христом, тот и с Царем!»

«Христос Воскресе! Русская Земля!»

Молитвенно преклоняю сердце пред памятью до­рогих архипастырей, пастырей и монашествующих Русской Церкви, убеливших своей мученической кровию, своими мученическим страданиями нашу Землю и наши ветхие ризы... «Вот они проходят пред глаза­ми — образы пастырей, гонимых штыками, убивае­мых у околиц родных деревень, где они крестили, венчали, отпускали грехи живым, разрешали от клятвы умерших, ссылаемых на каторжные работы, бредущих пешком, полураздетых в стужу, в далекий Туркестан, в Сибирь, в Соловки, напоивших кровию просторы ро­димых полей и погостов... Тысячи и десятки тысяч свя­щеннослужителей... «были побиваемы камнями... подвергаемы пытке, умирали от меча»... Так славословит их честные страдания за Христа Церковь.9

Верные Церкви Архиереи и пастыри были едино-мысленны в осознании произошедшего: приблизилось не просто время гонений, а время антихриста, который начал срывать кресты с куполов церквей и натель­ные кресты с христиан. Он подготавливал свой приход и принятие диавольского начертания... И сейчас мы зрим его лукавую поступь и сопротивляемся его духу, стремящемуся разложить Церковь изнутри; видим ру­котворный ад, творимый служителями сатаны, кото­рый тщится отнять у нас у каждого светлое имя Хри­стово и начертать вместо него свой код-печать, с при­нятием которого откроются врата адовы. Но мы веруем и знаем несомненно, что врата ада не победят Церковь Христову.

Батюшка Николай говорил, что нам не нужны ни­какие «номера в Церкви», и что нужно, в Церкви уже все есть, ничего не надо выдумывать, «века жили без этого». «Номера, коды — это что-то новое, нам не ве­домое и ненужное», — говорил Старец. Представите­лю от Патриархии на вопрос об инн говорил, что он не знает, что такое инн, а как же принимать то, что не ве­даем? «Высказывать пока ничего не могу и не имею», — сказал Старец. Когда же ему высказали опа­сения, что из-за инн в Церкви произойдет раскол, он четыре раза, твердо, постоянно крестясь, сказал: «Нет! Раскола не будет! Православие — оно никогда не было с расколом. Права и славная Церковь. Православная. Права и славная! Да! Стопы моя направи по словеси Твоему, да не обладает мною всякое беззаконие, избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»... Когда в его присутствии зашел спор о том, что находится в этих номерах, он просто отстранил спорящих рукой, перекрестился и сказал: «Я не знаю, что это инн... Нет, мои драгоценные, я ничего не знаю... Христианин, что должен? Трудиться и молить­ся. Да? Так? — И он так и творит. И молится, и тру­дится, и где работает, на государственном труде, и как он относится к труду — тоже благодатно. Поняли? Вы ведь замечаете, что ничего нет такого — какого-то кривого, а все то, что надо... Я ведь уже много лет свя­щенствую»...

Батюшкин ответ прямой и ясный: за христиани­ном, который и так честно и благодатно трудится, ни­какой контроль и учет — инн, коды — не нужен. В ад­рес Богословской комиссии, которая проходила в Троице-Сергиевой Лавре в феврале 2001 года, на имя Митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), он отправил через корреспондентов газеты «Русский Вестник» телефонограмму: «Помоги Вам, Господи, Владыка, спасти Церковь от номеров».

Заключил Старец словами: «Все будет так, как Гос­поду надо. Только надеемся на Милость Божию. Поня­ли? И Милость Божия устраивает так, как надо»... А потом добавил: «Надо всем просить Царя Николая, Он любит Россию и подправит все это кривое — номе­ра и коды»...

Старец Николай и Государь

«Председатель оргкомитета по проведению право­славно-патриотических чтений «Царские дни в Ива­нове» протоиерей Василий Львов, настоятель Иванов­ского храма Казанской иконы Божией Матери, рас­сказал о чудесном видении митрофорного протоиерея Николая Гурьянова с Острова Талабск (Залит). Отец Василий узнал об этом во время поездки к Старцу Ни­колаю.

Явление это было в середине 1990-х годов. Среди бела дня, между 14.00 и 15.00, Батюшка Николай [ви­дел] необычный сон: он возле домика, на скамеечке, и увидел, что к нему приближается Государыня Импе­ратрица Александра Феодоровна. Он ей низко покло­нился, Государыня взяла благословение. Они сели на скамеечку, где состоялся разговор.

Через некоторое время к ним подошел Государь Император Николай II. Старец хотел упасть перед Ним на колени. Государь запретил ему это делать и ис­просил благословения. После чего сказал им: «Продол­жайте свою беседу», обошел вокруг домика и исчез.

Беседа с Государыней продолжалась в течение часа. После этого случая Старец Николай стал всех благословлять молиться Царственным Мученикам о спасении России, говоря, что Царская Семья имеет сугубую благодать пред Богом.

Отец Николай выделяет также молитву к Цесаре­вичу Алексею и говорит, что Он «велик пред Богом».

Осенью 2000 года во время поездки на Остров отец Василий жаловался отцу Николаю об инн, опасаясь принуждения. Старец письменно благословил его со­вершать еженедельно Акафист Царю Николаю и Цеса­ревичу Алексею и после Акафиста обязательно совер­шать в их честь крестные ходы вокруг храма и между храмами. Отец Николай также благословил обяза­тельно поминать Царскую Семью на всех отпустах.

В декабре 2000 года Старец Николай передал от­цу Василию благословение совершить крестный ход вокруг г. Иванова, что и было сделано. На следую­щий день состоялось епархиальное собрание, на ко­тором единодушно было принято решение не прини­мать инн.

Старец Николай Гурьянов сказал отцу Василию, что совершение крестных ходов по всей России с име­нем Государя Николая II и всей Царской Семьи — «это огромная сила»»10.

«Хлада и мраза терпение,

в ланиты и перси заушение,

от безбожных иудей гонение»

Батюшка Николай не любил рассказывать о ми­нувшем, но он его никогда не забывал: оно было нераз­лучно от его святого жития.

После подписания Митрополитом Сергием (Стра-городским) печально известной Декларации 1927 года, на Церковь обрушилась очередная волна гонений, на­чалось самое страшное уничтожение Веры; духовенст­во не только не выпустили из лагерей и тюрем, но на­против, забирали и лишали свободы оставшихся.

Прежде всего, обозначим четко, со слов Старца, что он в чистоте и святости исполнял Евангельские заповеди и хранил Православную Веру в чистоте, не уклоняясь ни в обновленчество, ни в сергианство. «Хранил я Веру в чистоте!»... Благодатный Старец не принимал искажение духа Церкви и не позволял сво­ей совести оправдывать безбожие и идти на соглаша­тельство. Во мраке разбушевавшихся невзгод, уклоне­ний и уступок новой власти, Старец всегда оставался истинным Царским Архиереем, пребывал в верности Церкви в ее исходной преемственности, отчуждаясь от «нового мира», который строили на земле гонители Христа.

По голосу совести, по долгу христианского бра­толюбия, двадцатилетний подвижник открыто вы­ступает на защиту святынь и исповеднический путь. Это — путь всей Церкви Христовой во все времена в этом мире. Подлинная власть Церкви — Церковь го­нимая. В древние века, святые отцы, влекомые тем же гласом совести, оставляли пустыни и приходили в го­рода к людям, исполняя то, что считали своим долгом: поддерживали гонимых за Веру Православную христи­ан, посещали тюрьмы, приходили на слушание дел христиан в судах, писали и гневные, обличительные, и умилостивлительные письма императорам и патрици­ям. Пустынники и молитвенники оставляли пустыни и келлии и шли в мир, во зле лежащий, чтобы преобра­жать и исправлять его своей Любовию. Так поступали Святой Антоний Великий, Святой Григорий Палама, великий учитель безмолвия и исихазма, Макарий Великий. Этим святые отцы служили Самому Страдаль­цу Христу.

Это не путь фарисеев и книжников, которые, ими же предписанными догмами и нормами, связывали Церковь, заставляя, от ее имени, народ церковный служить своим прихотям, а не Христу.

«Истинно верующий христианин, — наставлял нас святой Старец Николай, — должен быть ревностным, верным Спасителю. Особенно монахи... Нести Еванге­лие в себе и всем». Если же ревность по Богу остывает, добавлял Батюшка, происходит «известное дело»: как сказал Преподобный Серафим — монах превращается в потухшую черную головешку, и вместо Благодати, в нем — пустота.

Где бы Батюшка Николай ни находился, он твердо исповедовал Христа и Евангелие. Когда стали рушить один из Храмов в Петрограде, он проходил рядом, тут же подошел и сказал: «Что вы делаете?! Ведь это Храм, святыня! Если вы не уважаете святого, поберегите хотя бы памятник истории и культуры и подумайте о Божием наказании, которое за это будет!»

Батюшку арестовали через некоторое время... С 1929 года, по словам Батюшки, «я стал переезжать из санатория в санаторий»...

Питерские «Кресты»... Затем еще три тюрьмы, ссылка, лагерь... У Батюшки в альбоме была удивитель­ная страница, он часто показывал ее: фотографии всех четырех тюрем, а рядом — фрагмент иконы: Царица Небесная и Святой Иоанн Богослов у Креста Спасите­ля. Матерь Божия склонила Свою Пречистую Главу, Лице Ее скорбно и в слезах...Она не может зрети Сына Божия Распинаема... «Так было с нашей Святой Рус­ской Православной Церковию, — плакал Батюшка. — Ее распинали». «Я всегда был горячий в Вере, чтобы мне ни дела­ли! — говорил праведный Старец. — В лагерях, в тюрь­мах — всегда радовался, что с Богом. И, знаете, даже резко говорил: «Как вы смеете хулить Христа и все свя­тое! Покайтесь! Бог за это накажет!» Многим отцам-подвижникам было открыто наказание, которое поне­сем за поругание святынь и отвержение Бога, открыто это было и мне». У Святителя Игнатия Кавказского есть слова, которые Батюшка заповедал нам хранить в духовном монашеском правиле: никогда не уклоняй­тесь от свидетельства об Истине, как бы вас не мучили и не давили; если христиане будут молчать, то возгласят камни — события.

Старец всю жизнь горячо оплакивал всеобщее па­дение и отступление. Величественная, светлая, сияю­щая, как белоснежная вершина горы, душа его была чужда малодушия и духовной трусости.

Он всегда сопротивлялся злу, в любой его форме, особенно лукавой и «добренькой».

Твердый верой, что всем управляет Бог, а не чело­век, Батюшка стоял в первых рядах святых отцов, воюющих против самого сатаны. Епископ Варнава (Бе­ляев) пишет: «По силе нравственного сопротивления... встретят скорби, не призрачные и страшные. Про­жить, как следует, ради Христа, это не мутовку обли­зать». «Надо спрашивать себя, — продолжал он, — приглядываться к себе: сохранили ли мы ту горячность, которую имели вчера, год назад и больше? Если нет, то, увы, значит, идем назад. Назад, а не вперед. Как требу­ет Апостол: «Гони... к почести высшего звания, вперед простираясь, задняя забывая!» Ведь если не «вперед», то что это значит? Какая-то точка, в лучшем случае, топтание на одном месте, нуль. А нуль, что такое? Ни-че-го! Застой, пустота!»

Обличающими словами Старца были слова: «пус­тота» и «безверие»... «Это все — пустое!» — скажет, и «закроет», «отрежет» тему разговора или мысль. Когда Батюшку спросили, какой грех более всего «волнует» его в душе современного человека, он ответил: «Вы знаете, безверие... Безверие — вот это страшно... Осо­бенно в Православии, в христианстве. Кому Церковь не Мать — тому Бог — не Отец!»

Земной заповеди раболепствования он противо­поставил всей своей исповеднической жизнию небес­ную заповедь о свободе христианской души.

А этой свободе во Христе он сам учился у святых отцов, особенно, у Христа ради юродивых, каковым по подвигу и был Старец Николай. Он имел великую сво­боду духа, в которой и познается истинная высота ду­ховная.

Печальную Декларацию Митрополита Сергия 1927 года он не принял и не одобрял. Батюшка не осу­ждал никогда Патриарха Сергия, но не брал на свою совесть ответственность оправдывать этот шаг. Тысячи христиан, страдавшие в это время в лагерях за Христа, по этой декларации назывались «уголовными» пре­ступниками от лица Церкви. «Но это — неправда! — говорил Батюшка, — Это не преступники, они не пре­ступали заповеди, а хранили их, за это и попали в ла­геря и были мучениками за Веру! И сколько их оста­лось там! Слава Богу! Они — со Христом!»

«Помогла или нет эта Декларация нашей Церкви в те тяжелейшие дни — пусть судит история, — отвечал Святейший Патриарх Алексий II на вопрос корреспон­дента «Известий» в отношении Декларации 1927 го­да. — Не хотел бы выносить оценку этим действиям Митрополита Сергия. В ту ночь мы могли бы лишь пла­кать вместе с ним. Насколько можно судить, ему была предложена «альтернатива»: или подписать, или рас­стрел нескольких сот епископов, находившихся уже под арестом. [...] Сегодня же мы можем сказать, что не­правда замешана в ею Декларации. Декларация стави­ла своей целью «поставить Церковь в правильное отно­шение к советскому правительству». Но эти отноше­ния — а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной поли­тики — как раз не являются правильными с точки зре­ния Церкви. [...] Трагедия Митрополита Сергия была в том, что он пытался «под честное слово» договориться с преступниками, дорвавшимися до власти. [...]»п.

«Люди исчезали и пропадали, — говорил Батюш­ка, — Расставаясь, мы не знали, увидимся ли потом. Мои драгоценные духовные друзья! Все прошло! Я долго пла­кал о них, о самых дорогих, потом слез не стало... Мог только кричать от боли... Ночью уводили по доносам, крутом неизвестность и темнота,.. Страх, всех опутал, как липкая паутина, страх. Если бы не Господь, человеку невозможно вынести такое... Сколько духовенства уму­чено, архиереев истинных, которые знали, что такое Крест и шли на Крест... Как они плакали, что все не сбе­регли Царя! На моем пути жизни я имел благодатных друзей. Самые близкие, духовно близкие, все уже Дома,..

...Идешь по снегу, нельзя ни приостановиться, ни упасть... Дорожка такая узкая, ноги в колодках. Повсю­ду брошенные трупы заключенных, так и лежали не погребенные до весны, потом рыли им всем одну моги­лу. Кто-то еще жив. «Хлеба, дайте хлеба...» — тянут ру­ку»... Батюшка протягивал ладонь, приоткрывал ее и говорил: «А хлеба-то нет!» Потом плакал и долго мол­чал, молился.

Он помнил всех умученных, помнил их страдания, молился за всех, показывал фотографии многих духовных друзей. «Это мои духовные»... Часто просил помя­нуть святое имя иеродиакона Варсонофия, близкого и родного друга. Годы и месяцы уносили друзей и врагов. Мрак и тоска забирались в сердца, только не в сердце Батюшки. Там всегда пасхально, непрестанно молит­венно крепко: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». «Не было никакого страха, ис­тинно говорю вам», — сказал Старец и осенил себя крестным знамением. — Нельзя принимать их раб­скую, ложную силу. Страшную и безбожную. Это же все от врага, сатаны... Я не молчал. Не знаю, что со мной было! Даже улыбался и радовался. Один следователь на допросе кричал: «Бога нет!» — «Вы Его скоро увиди­те», — сказал я... На следующий день Господь призвал его душу».

«Страха же их не убоимся, яко с нами Бог» (Ис 8,12).

Молитвенный призыв Праведного Старца Николая (Гурьянова)

Вставай, грехом порабощенный,

 Тот, кто окованный грехом!

 Иди на бой с грехом непримиренный

И будь на жизнь, на смерть готов.

 

Это будет Блаженство,

Где повсюду кругом

Со Иисусом Воскресшим

Воспрянет род людской.

 

Тогда неверье упразднится,

До основанья,

а затем — Любовь и Правда воцарится,

В сердцах не будет зла совсем.

 

Никто не даст освобожденья,

Лишь Бог могучею Рукой

Дарует нам Он избавленье

В Его Дарах — Крови Святой.

 

Чтоб свергнуть грех с души всецело,

Одно лишь средство есть у нас:

Раскайся пред Иисусом смело

И сердцем отвернись от зла.

 

Ведь мы работники всемирной,

Великой Армии ХРИСТА,

Мы — христиане, во вселенной

Должны примером быть всегда!

 

Кто убедит, кто людям скажет

О Правде Истине Святой,

Любовь на деле кто докажет,

Вот наше дело — долг святой!

 

Это будет Блаженство,

Где повсюду кругом

Со Иисусом Воскресшим

Воспрянет род людской.

 

 

Содержание    Назад       Далее 

 

http://voliaboga.narod.ru

 

Тэги для поисковиков

Которая отведена была Промыслом Божиим отцу Николаю.
ГОВОРИТ СТАРЕЦ НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ, СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ СТАРЦА НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА.
В ночь на 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался один из самых известных и еще при жизни почитаемых на Руси старцев - митрофорный протоиерей Николай Гурьянов .

Чин погребения был совершен 26 августа на острове Залита Псковского озера.
Николай Алексеевич Гурьянов родился в 1909 году в купеческой семье в селе Чудские Заходы
И, может быть, теперь простые слова старца помогут нам увидеть очевидное.

СХИЕПИСКОП НЕКТАРИЙ

ЕПИСКОП НЕКТАРИЙ

 

Приснопоминаемый и горячо любимый старец наш, о. Николай Гурьянов.
Таким и останется навсегда в памяти народа великой старец, митрофорный протоиерей Николай Гурьянов: любвеобильным, «радостно благословляющим всех встречающихся на пути, даже собачку, которую ему поднесли на руках». И мы верим, что небесная радость бессмертной души старца.


Присылать свои воспоминания о старце Николае Гурьянове.
ОБЩЕСТВО СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПРАВЕДНОГО СТАРЦА НИКОЛАЯ ПСКОВОЕЗЕРСКОГО. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ ПРАВЕДНОМУ НИКОЛАЮ ПСКОВОЕЗЕРСКОМУ АРХИЕРЕЮ БОЖИЮ НЕКТАРИЮ РУССКОМУ
ЗАПИСЬ ГОЛОСА СТАРЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА) ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЕННОГО ОТДОХНОВЕНИЯ.

 

 НЕКОТОРЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ , С МАМОЙ ЕКАТЕРИНОЙ, БАТЮШКА СОПРОВОЖДАЕТ НА ФИСГАРМОНИИ. ЗАПИСЬ СДЕЛАНА В 60-Х ГГ. ДУХОВНОЙ ДОЧЕРЬЮ СТАРЦА НИКОЛАЯ РАБОЙ БОЖИЕЙ ГАЛИНОЙ. АРХИВ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ПРАВЕДНОГО СТАРЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА).
программе: использованы материалы из книги схимонахини Николаи "ЖЕМЧУЖИНЫ ДУХА", архивные аудио материалы из духовного наследия Общества Светлой Памяти Праведного Старца Николая Псковоезерского
МОЛИТВА ПРАВЕДНОМУ НИКОЛАЮ ПСКОВОЕЗЕРСКОМУ. Икона Праведному Николаю Псковоезерскому.

Мироточение икон в Никольской обители
РАДИОПЕРЕДАЧИ И ПЕСНОПЕНИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ БАТЮШКЕ НИКОЛАЮ.ИКОНЫ ДУХОНОСНОГО СТАРЦА НИКОЛАЯ. ХОРУГВИИ, МИРОТОЧЕНИЕ КРЕСТА, КРЕСТНЫЙ ХОД 2006. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О ПРАВЕДНОМ СТАРЦЕ
Книга Схимонахини Николаи духовной дочери и келейницы Батюшки.

 

СХИЕПИСКОП НЕКТАРИЙ

ЕПИСКОП НЕКТАРИЙ

Hosted by uCoz