На главную      К списку книг                             

Содержание    Назад     Фото и иконы         

Скачать книгу полностью. Скачать дополнительные фотографии.

Страница 7

Святитель Нектарий -

Святой праведный Николай Псковоезерский-

Старец Николай (Гурьянов)

КНИГА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

ЦАРСКАЯ ХАРИЗМА

Искупление, совершенное Господом нашим Иису­сом Христом, это — спасение падшего человека, всего человечества, возведение его в данное при сотворении Господом достоинство, обожение грешного человека через Крестные Страдания Сына Божия...

Всех мучеников за веру Христову Старец считал живой и святой жертвой Богу, все оставивших ради Христа, ибо дух их на земле живет уже не земною жиз-нию, они стремятся, «спешат, — говорил Батюшка, — переселиться на Небеса». Эта устремленность прочи­тывалась в письмах Царственных Мучеников и раз­мышлениях Мученика Григория. Во время чтения Ба­тюшка всегда обращал наше особое внимание на жертвенный плод их сердец. «Смерти не боюсь, — го­ворил Мученик Григорий, — напротив, буду рад, что Господь Бог прекратит мои земные страдания... Бог дал мне чудное призвание погибнуть за спасение обожае­мых монархов и Святой Руси».

В отношении Царственной Жертвы, Батюшка, для разъяснения, указал нам на труд Святителя Иннокен­тия, Архиепископа Херсонского и Таврического «По­следние дни земной Жизни Господа нашего Иисуса Христа», и на труд Мученика Святителя Андроника Пермского, где обосновывалась эта жертвенность: «Древнецерковное учение об Евхаристии, как Жерт­ве — в связи с вопросом об Искуплении»... Основные мысли, которые изложил Святитель, следующие...

Святой Архидиакон Стефан Первомученик принес себя в жертву Богу — и этим показал всю силу желания своей души приобщиться к Нему. «Так же и Царь, — напоминал Старец, — желал быть жертвой Богу за Рос­сию! Понимаете, за Русь! Как законный, стерегущий ее от врагов Царь, Поставленный Самим Господом!» Свя­той Григорий Нисский писал: «Пусть сыны иудеев уз­нают оружие христиан, которое великий Стефан, упот­ребив для отмщения мучителям, своим примером дал закон для нашей жизни. Они, со зверскою бесчеловеч­ной яростию обступив святого, все имели одну только цель: все, что было под рукою, обратить в оружие про­тив Стефана; а он как некий священник, по духовному закону закалаюший чистую жертву, приносящий не чу­жое, а собственное тело, вместо возлияния изливаю­щий кровь, сам собою за согрешивших умилостивлял Бога, Которого зрел в недоступных Небесах, за убийст­во отмщая благодеянием, вопия в слух убийцам и гово­ря: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60).

Он молитвою изглаждал грех их, который убийцы вписали своими беззаконными руками. Они, раздража­ясь даже молитвою, не переставали бросать камни до тех пор, как великий Стефан, засыпанный ими, как нежны­ми цветами, или как: бы покрытый какою легкою росою, погрузился в сладкий и блаженный сон». Поэтому Госпо­ду приятна жертва Архидиакона Стефана, так как она — свидетельство полного сораспятия Христу.

Жертва Царя Николая, говорил Батюшка, — пол­ное сораспятие Христу, жертва за Русь Святую. Если Архидиакон Стефан, как некий священник, по духовному закону закалал чистую жертву, себя самое, как мы можем не воспринять искупительной жертвы Рус­ского Православного Царя, который, по учению Свя­той Православной Церкви, является на земле «живым образом и подобием Христа Царя, живущего на Небе­сах, ибо Помазанник Божий саном своим Царским есть образ и подобие Христа Господа» (Святитель Ди­митрий Ростовский).

Царь — внешний Епископ Церкви. Слава Царей Православных состоит в том, — учит канонист Церкви Вальсамон, — «что он подобно солнцу освещает бле­ском своего Православия Вселенную. Сила и деятель­ность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как Патриарх есть только духовный пастырь».

«Такова сила Царской харизмы!» — говорил благо­датный Старец Николай.

Постичь величие жертвы Царя Николая необходи­мо, она исключительна для русских людей, Русской Церкви, потому что именно наши предки дали Госпо­ду в 1613 году Соборную клятву на верность Царскому Роду Романовых. Глубину и духовную значимость нару­шения клятвы ведал Царский пророк Григорий Но­вый, он и заклал самого себя, чтобы предотвратить этот соборный грех.

Об этом соборном клятвопреступлении постоянно плакал и молил Господа о прощении великий Старец Земли Русской Николай. Батюшка всегда повторяв: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти, да долго­летен будеши на земли. За почтение родителей Господь продлевает жизнь»... Царь — отец Народа, за небреже­ние и предательство отца Господь посылает испыта­ния. Попрание отца именуется хамовым грехом: Хам посмеялся над отцом своим Ноем, и праведный Ной проклял потомство Хама, а проклятие тяготеет и по­ныне на черных племенах, хамитах.

«Наш Святой Царь, — говорил богодухновенный Старец Николай, — искупил Своими крестными стра­даниями соборную клятву Русского Народа и простил всех за измену и предательство: и Церковь, и народ; а мы не приносим должного покаяния и не плачем о Царе пред Господом. Ведь за Царские добровольные, жерт­венные страдания мы сохранены Богом и не наказаны, как: заслужили. Надо всем умолять Царя о прощении».

Святая Русь всегда любила белый цвет. В Толковом словаре В.И. Даля, — отмечает В.К. Невярович, — нахо­дим: «Народ называет белым: Веру свою, Царя и Отече­ство». Пословицы русского народа отражают высоту белого цвета: «На Белой Руси свет не без добрых лю­дей», «черное к белому не пристанет», «свет бел, да лю­ди черны». Вспомним слова Императрицы-Мученицы Александры, не оставившей гонимого всеми Старца Григория: «Белое не сделаешь черным, а чистого не очернишь»... Именно с эпитетом «белый» вошли в наш язык понятия: белые ризы, белый свет, белая береза, белая совесть, белое лицо...

Белый цвет на Руси издревле являл особое предна­значение Царского служения, в великокняжеском обиходе белое платие было в великом почтении, пото­му-то Русь часто называли Белою, а Русского Государя именовали Белый Царь. Белый цвет — это знамение чистоты, невинности, непорочности, святости: «Побе­ждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Отк. 3, 5) «Я увидел под жертвенником души убиенных, за сло­во Божие и за свидетельство, которое они имели,.. И да­ны были каждому из них одежды белые» (Отк. 6,9—10).

Белый цвет — белый свет, цвет ангельской, благо­уханной чистоты...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛАЯ СТАЯ

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем,

Начали песни слагать

О великой щедрости Божией

Да о нашем бывшем богатстве

Часто Батюшка выносил из внутренней келлии ка­кую-нибудь книгу или рукопись и говорил: «Давайте, почитаем»... Он очень любил стихи. Тонко чувствуя слово, ценил Богом данный человеку дар облекать мыс­ли в поэтическую совершенную форму. Батюшка мало говорил, любил простоту и четкость, ясность, потому и близки ему были русские поэты и духовная поэзия. Он просил читать чаще детям хорошие стихи, ибо они «умягчают сердце». «Некоторые стихи, — говорил он, — как молитва, и человек, читая их, беседует с Гос­подом, а потом он полюбит саму молитву, его будет тя­нуть к ней, чтобы покаяться перед Творцом». С детст­ва он собирал и переписывал духовные стихотворения, поэмы и сказания. (Сборник духовных песнопений Ба­тюшки Николая «Слово Жизни» сейчас есть почти в каждом Храме.) Даже в ссылке Батюшка переписывал духовное слово. В последние годы своей жизни, к Батюшке Нико­лаю обращалась за духовными советами Анна Андре­евна Ахматова (1889^ 1966), ее можно было назвать духовной дочерью Батюшки, так он сам говорил. (У Ба­тюшки долгое время хранились письма Анны Андре­евны, он многим показывал их и читал. Кому-то они понадобились: однажды, вернувшись после Всенощной в келлию, Старец обнаружил замок сорванным, а мно­гие бумаги и рукописи из его келлии исчезли, как был украден из Храма, из Святого Алтаря, Крест — благо­словение Митрополита Вениамина, который Старец хранил на Престоле.)

«Мы с ней много раз встречались, с Анной Андре­евной, были друзьями, — говорил Старец. — Она была чудный, верующий человек, много перенесла и страда­ла сильно, а ушла ко Господу монахиней». Мы не спро­сили Батюшку, была ли Анна Андреевна пострижена в монашество перед уходом в Вечность или нет, потому что это — тайна ее сердца. Для нас важно духовное слово Старца, определяющее итог земной жизни чело­веческой души: душа рабы Божией Анны отошла в Веч­ность, облеченная в белые монашеские ризы, и мы светло радуемся об этой милости Спасителя к ней.

В Батюшке Николае все видели и чувствовали не­обыкновенную, сострадательную любовь ко всякому созданию: он никого не судил. Сострадание — было ос­новой его пастырского служения; оно сияло в Батюшке и научало и нас видеть и чувствовать чужую боль и не­мощь, помогало не ожесточаться во время искушений, но учиться прощать и молиться за причиняющих зло.

«Все одинаково боримы врагом, — вздыхал Ба­тюшка, — только один сопротивляется ему, другой и не думает, а иному — некому помочь в этой борьбе ду­ха». Незабвенный Батюшка, думается мне, уже рожден был в наш грешный мир с сострадающим и ми­лующим сердцем, потому Господь и посылал ему в «друга искренние» молитвенников-отцов, которые ук­репляли его на благословенном пути сострадания. Вос­принял Старец эту бережность к душе и от Митропо­лита Вениамина, и Валаамских пустынников...

Божественные отцы учат нас смирению и терпе­нию, венец коих — тихая и никогда не престающая Любовь Христова.

В свой сборник «Слово Жизни», он включил стихо­творение Ярослава Смелякова, посвященное Анне Ах­матовой. Батюшка поместил его перед своей «Авто­биографией»... пятым от конца... Завершающим, ито­говым, венчающим путь странника на земле...

Не позабылося покуда,

И, надо думать, навсегда,

Как мы встречали Вас оттуда

14 провожали Вас туда.

Ведь с Вами связаны жестоко

Людей ушедших имена,

От Императора до Блока,

От Пушкина до Кузьмина.

Мы ровно в полдень были в сборе.

Совсем не в клубе городском,

А в том Большом Морском Соборе,

Построенном еще Петром.

 

И все стояли виновато

Среди хоругвей, вдоль

Икон — Без полномочий делегаты,

От старых питерских сторон.

 По завещанью, как по визе,

Гудя на весь лампадный зал,

Сам протодиакон в светлой ризе

Вам отпущенъе возглашал.

 Он отпускал Вам перед Богом,

Все прегрешенъя и грехи,

А было их не так уж много

— Одни поэмы да стихи.

«Мне вспоминается ночь с 23 на 24 июня 1989 го­да, — пишет исследователь творчества Анны Андреев­ны. — Поздно вечером мы с друзьями пришли к моги­ле Ахматовой. Она пламенела лепестками тюльпанов, тускло освещаемых десятками свечей. Я поставил в из­ножий креста свечу в лампадке, привезенной из слеп-невского дома [...] Веяло прохладцей, туман плыл низко над озерными водами. По береговой тропинке к нам вышел старик в поношенных кедах, с рюкзаком за пле­чами, с ножом за поясом. «Откуда вы, дедушка?» — спросили мы его. «Издалека, — ответил он, — из Си­бири. Да нас тут много — поглядите, вон костерки жгут, греются». Мы поглядели по берегам озера — тут и там дымились невысокие костры. «А зачем вы прие­хали сюда?» — спросил я. «Как зачем? — удивился ста­рик, — надо Аннушку ведь помянуть. Ведь она всю жизнь за правду стояла, как же не приехать, не помя­нуть...» Я понял, что это съехались, сошлись, чтобы по­мянуть Ахматову в ее столетнюю годовщину. [...] Мне показалось тогда, что времена Анны Ахматовой имеют и еще одно измерение — они тайно живут в неистре­бимой душе народа, с которым она связала себя наве­ки великим русским словом»42.

«Она всю жизнь за правду стояла», — так оценил ее труды верующий русский народ, именно за это глу­боко уважал Анну Андреевну Батюшка Николай, ибо все минет — одна Правда Божия останется.

Батюшка учил нас любить Слово, Слово Божие, и всегда хранить сердце, очи и уста. Каждое наше слово записывает Ангел, говорил он, и о нем будет спроше­но в день Суда. Просил не судить друг друга, ибо это — не наша мера, судить нас всех будет Господь и наша совесть. «А совесть каждого человека уже видна в его словах и делах, — говорил Батюшка. — Мы ведь чув­ствуем, как каждый человек хочет спастись и упоко­иться в Царствии Небесном, со Христом. Не надо его отталкивать, надо помочь ему». Вот звуки души, про­стирающейся вослед Христу и облеченной в бело­снежные, благоухающие монашеские ризы, которые видел духовным оком в человеке незабвенный Батюш­ка Николай:

Великую зиму я долго ждала,

Как белую схиму

Ее приняла.

И в легкие сани

Спокойно сажусь...

Я к вам, китежане,

ао ночи вернусь.

За древней стоянкой —

Один переход...

Теперь с китежанкой

Никто не пойдет,

Ни брат, ни соседка,

Ни первый жених, —

Лишь хвойная ветка,

Дя солнечный стих,

Оброненный нищим,

И поднятый мной...

В последнем жилище

Меня упокой43..

 

Благодатный Старец видел ясно душу каждого чело­века. Он полностию прозревал сокровенное сердца, ви­дел не только мысли и чувства, но и движения помысла, прилоги. Однажды, у одной матушки, некоторое время не было известий от сына, она часто звонила ему, но с Острова не могла дозвониться. Встревоженная, глубо­ким вечером, уже к ночи, она обратилась к Старцу: «От­че, я переживаю, где мой сын, все ли спокойно у него?» «Не волнуйтесь, матушка, — сказал Старец, — у него все хорошо, Ваш сын в Питере»... Матушка встревожилась еще больше: они живут в Москве, идут занятия в инсти­туте, о каком Питере может идти речь? На следующий день, по молитвам Батюшки, она прозвонилась домой и спросила: «Где ты был?» «Дома, — ответил сын. — Но Батюшка сказал, что ты в Питере!» После некоторого молчания, она услышала слова: «Господи! Как удивитель­но прозорлив Батюшка! Мама, сегодня во сне я ходил по Питеру, по его святыням и памятным местам, там, где мы были еще в десятом классе с гимназией...»

Обращавшиеся к нему, часто даже без слов со сто­роны Старца, ощущали, что он видит все, что происхо­дило в душе, — и общались с ним молитвенно. В таком отношении между духовником и чадами приоткрыва­лась благодатная сила молчания. Авва учил молчанию духовному: даже не сказав ни слова, лишь побывав в келлии отца-наставника, подле него, человек получал утешение и облегчение, а также наставление и вразум­ление. Праведный Старец имел дивный дар прозрения сердца и благодать врачевания его. Этот обильный дар позволял ему «обильно» спасать недугуюших. Рядом с Батюшкой отступало от души все поверхностное и на­носное, греховное, душа очищалась и могла видеть се­бя такой, какая она есть: без искажений. Открывался «внутренний» человек, сокровенное сердца.

Батюшка очень любил молчание. Это было одной из его высочайших добродетелей. Он всегда скрывал свои подвиги и не желал рассказывать о своей подвиж­нической жизни. Очень редко он приоткрывал завесу, скрывавшую его ослепительно белую душу от этого мира, который он не видел и не воспринимал.

Он молился о душе пришедшего человека, чтобы она открылась, покаялась, очистилась и наполнилась благодатным светом...

Преподобный Гавриил Спасо-Елеазаровский гово­рил: «В этом познается, насколько высока и ценна чис­тота души. Тогда только, когда душа отрешена от всего суетного и греховного, как бы завеса спадает с ее ду­шевного ока, и вот она прозрела и видит то, что не бы­ло для нее ясным, и чего не видит занявшийся суетной жизнию мир»...

Подле Батюшки, каждый ясно видел свои грехи и немощи, понимал, в чем корень его греха и приходил к истинному раскаянию и искреннему желанию испра­вить свою жизнь... И только тогда, когда душа человека очищалась и желала услышать слово спасения, Старец говорил с кротостию несколько слов на пользу душе. Как драгоценное сокровище, уносил человек в сердце своем эти слова, и хранил... Слова Батюшки были про­стые, но преисполненные благодатною силою, которая и укрепляла человека. Прозорливость и пророческий дар он прикрывал вскользь высказанными серьезными замечаниями, произнесенными иногда «вдруг» и «не к месту»... Многое из сказанного становилось понятным, или же сбывалось, спустя какое-то время. Иногда про­ходили годы...

Он никогда не ранил душу человека... называл ее «самым дорогим сокровищем вселенной»... «Надо беречь человеческие души для Царствия Небесного!» —говорил Батюшка, Он имел чистое сердце, чистую ду­шу. Думается, он сохранил ее чистоту, дарованную от рождения Господом, и выбелил, возвысил, соделал бли­стающей... Белоснежная душа Старца, отражающая Небесный Свет и щедро освещающая каждого, кто к нему приходил с открытым сердцем!

Святого Исаака Сирина вопросили: «Что есть чис­тота сердца?» Он ответил: «Сердце милующее, сердце любящее... Это сердце тоскует о сломанной былинке, о покалеченном дереве, а не только о страдающем чело­веке». И Сам Христос Спаситель называл блаженны­ми — счастливыми людьми — людей с чистым серд­цем... И они Бога узрят... А иные, как незабвенный Ав­ва Николай, зрели даже в детские годы, при земной жизни, и ныне зрят и радуются в Блаженной Вечности.

Душа человека — это птица, сокровенная и рани­мая, это — дуновение и дыхание Божие. При береж­ном отношении к ней самого человека и близких, она просыпается, пробуждается и расцветает, превраща­ясь в большую и сильную белую птицу. Крепнут и рас­тут крылья духовные — молитва и покаяние, а когда она возрастет в меру Христову, отделяется от бренного тела, глины... И воспаряет в сияющую синюю высь све­тозарных Небес... И летит на крыльях Душа человека, хранимая Ангелами, ко Сладчайшему Спасителю мира Христу...

Человек! Чело вечное! Остановись, помолись, при­мирись со всеми и прости всех, осени себя крестом и посмотри ввысь: над тобою постоянно пролетают пти­цы... Души людей, драгоценнее которых нет ничего на этом белом свете!.. Ты видишь? Тихо летит по Божиему Небу чья-то душа...

Белая стая...

Не стреляйте белых лебедей!..

 

«ЦАРЬ  НИКОЛАЙ — САМЫЙ  ВЕЛИКИЙ,  ОН  ЗА  ВЕЧЕРЕЙ

ВСЕХ  БЛИЖЕ  К  ХРИСТУ»

Старица... смотрит, и видит, молитву честную творя,

Рядом с Христом — Самого Страстотерпца Царя. Лик Его скорбен; печаль на державном Лице; Вместо короны, стоит Он в терновом венце; Капли кровавые тихо спадают с чела; ,Аума глубокая в складках бровей залегла. Смотрит отшельница, смотрит, и чудится ей — В облик единый сливаются в бездне теней Образ Господень и Образ Страдальца Царя. [...] Слышится слово, Заветное слово Христа: «^щеръ, не печалься; Царя твоего возлюбя, Первым поставлю Я в Царстве Святых у Себя!»44

Батюшка Николай дал прочесть это стихотворение Сергея Бехтеева, которое хранилось у него на листе, напечатанном на машинке, со словами: «Видите, как Господь возлюбил Царя и причислил Его ко избранным святым... Спаситель возвысил Царя Николая за Его крестное смирение... Царь Николай великий Свя­той»...

Это откровение-видение Дивеевской Старице бы­ло в 1917 году, когда Благоверный Государь Импера­тор Николай II был жив и царствовал на Престоле. В этот год, последний год русской жизни с Царем, Гос­подь посылал чрез Ангелов видения старцам святым и отрокам, дабы открыть Крестные Страдания Избран­ника Своего Царя Николая малому стаду и возвестить о грядущей Небесной Славе Царя. Через эти открове­ния, мы имеем несомненную веру в особую милость Божию к России за искупительную жертву Царя, об этом нам постоянно напоминал незабвенный Батюш­ка Николай: «Любите Царя, и не забывайте, что Он принес Себя в жертву ради России».

Видение, бывшее Митрополиту Макарию Москов­скому (Невскому), Батюшка считал сугубым открове­нием о духовном небесном избранничестве Царя и о спасении Русской Церкви.

Сергей Нилус, по словам Чудотворца Иоанна Кронштадтского «без поклонов в Царствие Небесное вошедший за то, что опубликовал «Протоколы сион­ских мудрецов», так передавал это откровение Божие:

«Вскоре после революции 1917 года, Митрополит Московский Макарий, беззаконно удаленный с кафед­ры Временным Правительством, муж поистине «яко един от древних», видел сон.

«Видел я, — передавал он одному моему другу, — поле. По тропинке идет Спаситель. Я за ним и все твер­жу: «Господи, иду за Тобой!» А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: «Иди за Мной!»

Наконец, подошли мы к громадной арке, разукра­шенной цветами. На пороге арки Спаситель обернул­ся ко мне и вновь сказал: «Иди за Мной!»

И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и про­снулся.

Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь в Моих руках две чаши: вот это горькая для Твоего на­рода, а другая, сладкая, для Тебя».

Государь падает на колени и долго молит Господа дать Ему выпить горькую чашу вместо Его народа. Гос­подь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши боль­шой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь, и в то же время телом стал просветляться, по­ка не стал весь пресветлый, как светлый дух.

На этом я опять проснулся.

Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и Своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину Русского Народа на Себя, и Русский Народ прощен»

45

«Спаситель вынул из горькой чаши большой

раскаленный уголь и положил

Государю на ладонь»...

В книге Пророка Исайи есть откровение: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превозне­сенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми ус­тами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жерт­венника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это кос­нулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от те­бя, и грех твой очищен» (Ис. 6, 1—7).

По толкованию Святых Отцов и учителей Церкви (Василия Великого, Блаженного Феодорита), горящий уголь, взимаемый с Алтаря Божия, попаляет как огонь все нечистое в человеке — беззаконие и грех, — Благодатию Божией очищая и просветляя. У Пророка Исайи очищаются именно уста, ибо собственно ими будет служить Богу Исайя. Почувствовав себя чистым, Исайя добровольно идет проповедовать народу еврей­скому, ожесточенному сердцем, огрубевшему и не способному до времени принять проповедь его о при­шествии Мессии, Христа Спасителя. И народ еврей­ский обречен на страшное опустошение, доколе серд­це его не смягчится, и станет тогда возможным обра­щение к Богу... Но народ сей был сохранен Богом, как свидетельствует Пророк Исайя, так как Святое Семя (Мессия, Спаситель) еще не пришел, и поэтому народ, из среды коего Он должен произойти, сохранил свое бытие...

Государь Император, Святой Царь Николай, вы­молив у Спасителя горькую чашу, принимает раска­ленный уголь, вынутый Спасителем из чаши, очищает­ся и просветляется всем естеством Своим и вземлет на Себя грехи Народа Русского, Народа Богоносца, так тяжко согрешившего, падшего, но сохранившего в не­драх своих Веру во Христа и явившего множество Свя­тых угодников Божиих, молитвами и предстательст-вом коих отвергается греха и пламенно взыскует по­каяния и Царствия Небесного.

«Стоит среди поля Государь, окруженный

множеством народа, и Своими руками

раздает ему манну»...

В Откровении Святого Евангелиста зрителя судеб Божиих Иоанна Богослова сказано: «побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый ка­мень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). Под сокровенной манной можно разуметь Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Кои приемлются верующими в Таинстве Евхаристии. Это Таинство является Божественным даром, веруем мы несомнен­но, не отнятым у Русского Народа, — свершением Бо­жественной Литургии, сохранением Церкви Земной Воинствующей — ценой жертвы сонма Русских Муче­ников, Страстотерпцев, Исповедников и Преподоб­ных, звездой пресветлой среди коих сияет Многостра­дальный Царь-Искупитель Николай.

«СТЫДНО ГЛЯДЕТЬ В ЦАРСКИЕ ОЧИ»

Батюшка Николай очень любил Сергея Бехтеева, царского поэта, любил слушать его стихи и считал их необходимыми для поднятия русского, царского ду­ха; благословлял раздавать паломникам, приезжав­шим к нему.

Благословлял распространение записей и книг о Царственных Страдальцах, Великомученике Царе Иоанне Грозном и Старце Григории Новом Русском, выпущенных православным обществом «Благослове­ние». С какой любовию и благодарностию принимали верующие все это из рук благодатного Старца! Книги и кассеты даже лобызали, кто-то делал поклон Батюшке, благодарили, что предостерег их души от страшного греха хулы на святых. Радость духовная, просветление, отрезвление, открытие духовных очей, — так воспри­нималась народом проповедь Старца Николая о свя­тых угодниках, оклеветанных врагом и его служителя­ми тьмы.

Царская проповедь Старца была подобна всей его богоугодной жизни — смиренной, молитвенно твердой и постоянной: изнемогавший от слабости плоти, возраста, перенесенных в узах страданий, Старец до последнего дня окормлял Царское служение право­славных христиан. Многое, созданное в Церкви для прославления Царской Семьи, Мученика Григория Рус­ского, Царя-Великомученика Иоанна Грозного — бла­гословлено его святой рукой и освящено и укреплено его благодатной молитвой.

Песнопение Геннадия Пономарева «Царь Нико­лай» считал глубоким по содержанию и духовно-благо­датным по мысли. Слыша первые слова: «Стыдно гля­деть в Царские очи...», — крестился и говорил: «Имен­но так! До сих пор должно быть всем стыдно! Царя продолжают ненавидеть и клеветать на Него... Соби­райте сейчас все, что можно достать о Царе: иконы, духовные книги, портреты, истинные воспомина­ния... все». Мы спрашивали, почему, ведь 2000 год, Ца­ря-Мученика прославили, теперь многое откроют и опубликуют... «А вы послушайте меня, потом вспом­ните мои слова и поймете: столько напишут и та­кое, что в руки нельзя будет брать... Свято берегите Святого Царя и Святую Русь!»

Царь Николай

Я тишину вздохом нарушу, Затрепетав, как у Креста, С календаря смотрит мне в душу Царь Николай взором Христа.

Стыдно глядеть в царские очи, Но оторвать взора нет сил, И я шепчу тихо средь ночи: «Царь Николай, Ты всех простил!»

Капают слезы, светятся лики, Чувствуя жертвы Твоей высоту, Царь Николай — самый великий, Он за Вечерей всех ближе к Христу.

Все в новых бедах народ изнывает, Но не погибнет, Тобою храним. Всем, кто в молитвах Тебя призывает, Сразу на помощь являешься им.

В веке семнадцатом, Богу в угоду, Русский Народ, как едины уста, Клялся на верность Романову Роду, Вплоть до Второго Прихода Христа.

Новые скорби и новые беды Шлет сатана Православной Руси. Царь — наше знамя грядущей победы, Царь — наше чаяние на Небеси.

В доме Ипатиева камни вопили, В дырках от пуль била Царская кровь. Пели там Ангелы, трубы трубили, Царь Николай — Твое имя — Любовь!

Как на Кресте, на полу распростертый, Ты претерпел за Христа до конца, Выкупив Русь искупительной жертвой, Богом увенчан сияньем венца.

Не растопить архиерейского сердца И не услышав: «Увы мне, увы!», Плачет икона Царя-Страстотерпца Миром священном во храмах Москвы.

 

Средъ ритуальных заклятий и стонов, Всеми оставленный, Родину спас Но до сих пор не с икон освященных, А с фотографий взираешь на нас.

Жизнь протекает безрадостно мимо, Свечками дни оплывают, горя. Но счастлив я, что в России любимой Смог исповедать Святого Царя!

Только поклонится люд лжемиссии — встанет за Русь православная рать. Время настанет, и в Царской России Будет весь мир свои души спасать!

Я тишину вздохом нарушу, Затрепетав, как у Креста, С календаря смотрит мне в душу Царь Николай взором Христа*6

 

ПРАВЕДНЫЙ СТАРЕЦ НИКОЛАЙ

О ГРЕХЕ ОСУЖДЕНИЯ ЦАРЕЙ И ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Батюшка Николаи всегда говорил, что велик грех осуждения Помазанников Божиих, поскольку это грех против Господа: Царская власть утверждена на земле Самим Господом. Осуждающие Царей испытывают долготерпение Божие, и это в Очах Его — тоже вели­кий грех. «За это может быть страшное наказание Вожие Церкви», — говорил Батюшка. Старец напо­минал, что почитание Царя и Царской власти — это Евангельская заповедь, которая дана всем христиа­нам, и грешно ее нарушать. Мы спрашивали благодатного Старца, как посту­пать церковным людям, когда идет поношение свет­лой памяти Царей, особенно сейчас, Благоверного Первого Помазанника Божия Русского Царя Иоанна Грозного. Батюшка отвечал: «Надо сразу, как услыши­те или прочтете, перекреститься и помолиться о согре­шивших, попросить Господа, чтобы Он их простил за осуждение Помазанника, Святого Царя. А неправду и ложь, которую сочиняют на Него, ни читать, ни слу­шать не надо, чтобы самим не повредиться. Праведни­ков же подобает твердо защищать, и ложь на них — обличать. Надо любить святых».

Батюшка говорил, что клевета, от которой страдали многие святые, страшно тяжелое испытание (он имел в виду, в данном случае, Царя Иоанна). Клевета — дело безумное, и человеку, ставшему ее жертвой, нелегко, а иногда и невозможно, оправдаться. Батюшка еще гово­рил, что Святому Царю Иоанну не нужно было оправ­дываться, ибо совесть Его была пред Богом и Церковию чиста: Он хранил Господом врученное Царство и Цер­ковь от врагов и ереси жидовствующих, Он был Первовенчанным Царем, собравшим воедино Святую Русь.

Историк-исследователь Николай Козлов отмечает, что в 1550 году Царь Иоанн Грозный писал к Польско­му Королю Сигизмунду «о лихих делах от жидов, как они наших людей от Христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и напасти многие нашим лю­дям делали»47.

«И Царское — небесное, и человеческое — зем­ное, — все у Него было очищено в очах Божиих, и бы­ло законное», — говорил Батюшка. — Это был высо­кой духовной жизни и святости Царь!»

Благоверный Царь Иоанн имел душевный мир и сердечный покой, приносящий радость и крепость сердцу, потому и смог вынести страшные нападки от самого диавола, который поразил многих злобной не-навистию к Царю. «Он спасал себя только молитвой, и молитва его была слышима Господом, Который и давал Ему силы чрез все пройти и стяжать Благодать святого Угодника Божия», — говорил Старец. Размышляя о Царе Иоанне Васильевиче, Батюшка все время обра­щал наше внимание на то, что Он стяжал чистоту серд­ца и не испытывал укоров.

Обратимся к страницам Истории Русской Церк­ви М.В. Толстого, описывающей взятие Державным Русским Царем Казанского ханства. «Какое величие духа и Веры в Царе Иоанне!» — говорил Батюшка Николай.

«Блистательный поход его имел совершенное по­добие Крестового, торжественность обрядов церков­ных мешалась с упражнениями воинскими; молебст­вия начинали и заключали каждый подвиг. В виду Ка­зани расположился необъятный стан русский, и близ шатра Царского разбит шатер Церковный. Пред нача­лом приступа все войско очистило совесть исповедью. Царь молился в походном храме, при совершении Ли­тургии готовясь к принятию Святых Христовых Тайн. Когда диакон возгласил слова Евангелия: «Будет едино стадо и Един Пастырь]», грянул гром первого взрыва подкопов; при словах ектиний: «Покорите под нозе его всякого врага и супостата», — второй взрыв поднял на воздух стены казанские.

Сеча закипела, но Царь причастился и дождался конца Литургии. Едва успел Он сесть на коня, как при­несли Ему весть: «Казань взята!» Это событие сверши­лось 1 октября 1552 года и сопровождалось избавлени­ем 60 тысяч христиан, томившихся в неволе мусуль­манской. Торжествующий победитель сам водрузил Крест посреди покоренного города, и, обойдя по сте­нам с хорутвиями и иконами, посвятил Пресвятой Троице бывшую столицу Царства Казанского»48.

Это чудесное избавление было предречено Госпо­дом и открыто в видении Святителю Макарию Мос­ковскому, который узрел Чудотворца Николая, благо­словляющего десницей на взятие Казани юного, два­дцатидвухлетнего Царя Иоанна.

Во время похода на Казань благословил Господь Державного Государя великой святыней — Жезлом, Посохом Святого Иоанна Богослова, который Апостол вручил Преподобному Авраамию Ростовскому и кото­рый хранился в Авраамиевом монастыре.

Богом хранимые Русские Цари!..

Старец Николай говорил, что Царь Иоанн Гроз­ный не убивал Своего Сына — Царевича Иоанна, и ни­когда не допускал даже помысла об убийстве Святите­ля Филиппа и Преподобного Корнилия: «Невозможно даже думать, а не только говорить, что Царь Иоанн убил святых и сына! Он не убивал! Это — диавольская ложь!» Батюшка утверждал, что об этом свидетельству­ют Церковные Летописи, и Церковь об этом знает, по­скольку Царь Грозный был чтимым местным Святым уже в 17 веке. Также Старец говорил, что мощи обоих святых и сына свидетельствуют истину — невинов­ность Царя.

Он вспоминал, что древний Тропарь Преподобно­му Корнилию был составлен как «преподобному», а не «преподобномученику» (хотя, добавил Батюшка, все Святые, видя нашу грешную жизнь на земле, мучают­ся, и всех святых можно назвать мучениками безкров-ными).

Картину Репина об убийстве Царем Сына считал страшным грехом, как и все произведения Репина, порочашие Церковь. «Он был еврей, Репин, и Церковь, и Россию не любил», — говорил Батюшка.

«Это диавольская ему подсказака была написать такое, это диавол за него писал», — сказал Старец.

Недавно вышла в свет замечательная статья Влади­мира Цветкова «Запечатленная ложь» (Царь Иоанн IV Васильевич Грозный глазами художника Репина). На достоверном материале, воспоминаниях и свидетельст­вах самого несчастного художника, автор подтвержда­ет сказанное духоносным Старцем На произведениях Репина воспитывалось не одно поколение революцио­неров, разрушителей Царской России. (Вспомним од­но из названий его работ: «Отказ от исповеди перед смертной казнью»!)

Множество отзывов было на картину «Иоанн Грозный и сын его, Иоанн, 16 ноября 1581 года». При­ведем наиболее яркие, которые находим у Владимира Цветкова: «Ах, Вы ничего не понимаете, — горячо воз­разил ему В.П. Буренин, — за Репиным тянется Стасов, а за Стасовым жиды. Репин — талант, но он играет на руку жидам!»

Уничтожающей критике подверг полотно Ф.П. Лан-диерет: «Картина написана лживо, неправильно, без знакомства с анатомией». Ситуация развивалась так, по словам самого Репина, что он был признан Акаде­мией Художеств «безбожником в искусстве». Созда­нию образа сопутствовало бесовское наваждение.

«А.В. Жиркевич свидетельствует: «Репин расска­зывал о той горячке, с какой он писал эту картину, не дававшую ему покоя ни днем, ни ночью, пока не удалось воплотить выношенные душой образы!» Но «вынашивалась душой» — ложь, обман, ибо запечат­ленного на полотне факта никогда не было в исто­рии! Отец никогда не убивал своего первенца. Но хуже всего, что один был — Первый Самодержец и Помазанник Божий, выдающийся Русский Царь, не­смотря на множество препятствий создавший еди­ное централизованное Русское Государство, а дру­гой — Его Сын, Цесаревич, Наследник Русского Престола. Причем, оба Они отличались высотой ду­ховной жизни и святостию, что и позволило Грозно­му занять достойное место в святцах еще в 1621 го­ду при Первом Романове и его отце, Московском Патриархе Филарете. Потому-то впечатляющая хула на Святого Царя и вызвала столь резкий внешний протест. Но не могла она остаться и без кары Гос­подней!

Что-то гнетущее сопровождало многие полотна И.Е. Репина. Не обошлось и без странностей: на одном из последних [полотен], увиденных народным худож­ником СССР Е. Кайманом: «Распятие — два разбойни­ка на крестах. Христа нет. Собаки лижут кровь». [...] «Не потому ли так трагично сложилась судьба писате­ля В.М. Гаршина, служившего моделью для написания Репиным Царевича Иоанна? [...] Гаршин погиб, бро­сившись с лестницы. При взгляде на окровавленное, умирающее лицо Царевича, как не вспомнить окро­вавленного, умирающего Гаршина!» После позирова­ния И.Е. Репину, с писателем началось нечто ужасное. Он «часто жаловался» своему другу, актеру Александ­рийского театра М.И. Писареву «на то, что у него странная галлюцинация: ему кажется, что шар зем­ной — стеклянный, что он разобьется на куски, — и все погибнет!»

Жена В.М. Гаршина видела виновником гибели му­жа И.Е. Репина и была страшно напугана его каран­дашным рисунком «Гаршин в гробу», сделанным в Церкви, куда попала и она. Опасаясь за себя, несчастная женщина всячески упрашивала Илью Ефимовича уничтожить рисунок...

А опасаться было чего: другая модель И.Е. Репина, поэт К.М. Фофанов, после долгих позирований в мас­терской художника, угодил в сумасшедший дом, где и закончил свои счеты с жизнию. [...]

Столь вольное распоряжение талантом дорого обошлось и самому художнику: его правая рука стала сохнуть, на глазах, — и представляла из себя жалкое зрелище. [...]

Может быть, личный недуг и несчастия с друзьями в какой-то мере вразумили художника. Во всяком слу­чае, такая надежда есть, повод к этому дают воспоми­нания академика живописи М.В. Нестерова: «Он, в Куоккала, на все мольбы вернуться качает головой, стал очень религиозен, поет на клиросе и читает «Апосто­ла»!» 49

Здесь уместно будет еще раз вспомнить слова вели­кого Старца Николая: «Если услышите, что кто-то ху­лит Царя Иоанна, сразу попросите Господа, чтобы Он простил этого человека. Страшное наказание ему мо­жет быть! Он ведь может умереть без покаяния! Со­храни Бог от этого!» На приведенных несчастных при­мерах мы видим истинность сказанного Старцем.

Кроткий молитвенник, пребывавший в горнем ми­ре и взиравший на лица Святых Божиих, которому бы­ли открыты Господом судьбы мира, останавливал всех от греха поношения Святых, и если кто-то не внемлет, остается глух ко изреченному Старцем, можно только молиться о пробуждении от этого страшного заблуж­дения, несущего гибель души в Вечности. Он говорил: «Грешно испытывать долготерпение Божие! Я все вре­мя прошу Господа, чтобы Он простил людей, но Гос­подь справедлив».

Царский печальник Старец Николай чутко чувст­вовал всякую душу: и ушедшую в Вечность, и пребы­вающую здесь, на земле. О Грозном Царе он говорил, что Он был очень искренний и горячей, пламенной ве­ры, но очень одинокий и страдающий. Батюшка мог, иногда, одной фразой, соединить века! «У него тоже никого не было, с кем бы Он мог поплакать», — про­изнес Старец, рассматривая Царские гравюры.

А вот плач Самого Царя Иоанна: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножи­лись, и нет врача, который бы исцелил Меня. Ждал Я, кто бы по скорбел со Мной, и не явилось никого; уте­шающих, — Яне нашел, заплатили Мне злом за Доб­ро, ненавистию — за Любовь»50.

То, что Святой Царь Иоанн лишен был всякого че­ловеческого утешения при жизни, свидетельствовало несомненно о том, что воздаяние Он получил от Госпо­да за терпение в страшных искушениях, «и Он теперь радуется в Царствии Небесном и духовные гимны Бо­гу поет», — сказал Праведный Старец Николай о свя­том Царе Иоанне. И мы выражаем свою любовь к не­му как ко святому в молитве, ибо молитва ко свя­тым — это выражение нашей любви к Богу: любовь ко святому, обоженному человеку, вечному, небесному, — в этом исполнение евангельского человеколюбия. «Бог есть Любовь»... От этой Божественной Любви все на земле дышит любовию, и Праведный Авва Николай был воплощением любви к Божественной Истине и всему и всем, что его окружало.

Однажды Батюшка произнес удивительную фразу, когда мы разговаривали о том, как искажается Исти­на, как продолжают клеветать на святых Божиих лю­дей и как это больно и тяжело. Старец сказал: «Не переживайте! Неправда поможет открыть Правду!»Так же молитвенно укреплял Мученик Григорий Русский, утешая Царственных Страдальцев: «Все минет, одна Правда Божия останется». Духовная брань извечна с того мига, как денница восстал на Господа, он и сейчас, искажая все, восстает на святых. Ныне время настало действительно последнее... В церковных журналах, вы­ходящих по благословению («Благодатный огонь», 2004, № 12), восстают против Великого Старца, Пре­подобного Батюшки Серафима, его пророчеств и пред­сказаний, искажают новую историю Церкви, поносят прославленных святых. По всему видно, что враг по­добрался вплотную к хуле на догмат Воскресения. Ба­тюшка Серафим упреждал, что в последнее время не будут веровать в Воскресение Христово.

Но мы веруем несомненно в Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа!

Верим в победу Истины и добра. Светильник Сер­бии Николай (Велимирович) говорил: «Когда погибает ложь, она погибает вовеки, а если погибает Истина, она воскресает!

Это правда. Истина жива и в могиле, свободна и в узах, в темнице светла, в грязи чиста. То, что говорят сейчас гонители веры на Святой Руси, враги Христа де­лали и раньше. Они погибли навеки, а истина воскре­сает снова и снова. Все, что происходит сейчас в России, не ново для Церкви Божией, все старо, как прах еги­петских пирамид, и все ничтожно, как гнев Нерона»...

Последними словами Праведного Старца было ду­ховное завещание-благословение всем верующим во Христа:

«Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную радость!»

 

«ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ПРЕСТОЛЕ»

(по молитвам блаженной схимонахини Феодосии)

«Двое православных братьев, ревнуя о судьбах России и грядущего Православного Русского Царя, ис­просили благословение у своего духовного наставника и в канун праздника Веры, Надежды, Любови и мате­ри их Софии отправились за советом и наставлением к блаженной Старице Феодосии, подвизающейся в посте и молитве на Рязанской земле. Приехав на ме­сто, они помолились всю ночь у дверей ее келлии о разрешении всех мучивших их вопросов. В 6 утра дверь отворилась, вышла келейница матушки и сказа­ла, что схимонахиня Феодосия сильно болеет и уже целую неделю никого не принимает. С печалью в душе отъехали братья от келлии матушки, но такова была воля Господня.

Обратный путь их проходил через село Захарово, где рядом с храмом Святого Апостола Иоанна Бого­слова находится могилка дивной угодницы Божией Блаженной Пелагеи Рязанской. Помолившись у нее на могилке и испросив ее небесного предстательства в разрешении их вопросов, братья направились в храм на праздничную службу. После службы они побывали около домика, где многие годы жила Блаженная Пела-гея Рязанская, и по ее молитвам братья благополучно вернулись домой.

В ночь с 3 на 4 октября одному из братьев, искрен­не почитающему память отца Николая (Гурьянова), в канун Отдания праздника Воздвижения Животворя­щего Креста Господня, приснился дивный сон. Он ви­дит себя входящим в алтарь храма. Б алтаре, за Пре­столом, у Горнего места, на епископской кафедре восседает приснопамятный отец Николай, с Острова Талабск, в полном архиерейском облачении, но без митры на голове. Лицо Батюшки молитвенно и люб­веобильно излучает дивный свет, власы белее снега спадают на плечи. Вдруг в правой руке брата появля­ется золотое кольцо с тремя бриллиантами и с кре­стом на ободке, состоящем из драгоценных камней, излучающих свет. Брат вопрошает Старца: «Можно ли это носить?» Отец Николай произносит пророче­ские слова: «Он должен быть на Престоле». Затем Батюшка благословляет брата; целуя благословляю­щую руку Старца, он чувствует, какая она мягкая и теплая.

Проснувшись в состоянии душевного мира, покоя и любви, [друг мой] долго находился под впечатлением увиденного сна. После того, как он помолился на вос­кресной Всенощной в храме, к нему пришло ясное ду­ховное осмысление этого события.

Благословенные слова Батюшки, сказанные с такой духовной силой, укрепили и дали понимание, что золо­тое кольцо — это символ Царской державы, бриллиан­ты — Царской короны, крест — Царского скипетра. Слова, сказанные отцом Николаем, вселили надежду на скорое время явления Русского Самодержавного Царя.

Блаженный Старец перешел в вечность, теперь он в Церкви Торжествующей, но мы все чувствуем его утешительное присутствие и испрашиваем, как и пре­жде, его святых молитв и Небесного заступничества и просим:

«Отче Николае! Моли Бога о нас, находящихся еще в этой жизни».

Верующим — на радование, сомневающимся — на укрепление, миру — на поругание. И. Муромцев» 51.

 

КРЕСТ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

В творениях Святителя Иоанна Златоуста есть уди­вительные слова: править государством может лю­бой, но умереть за свой народ может только Царь... Эти святые слова сложил в нашем сердце благодатный Старец Николай, смиренный Царский схиепископ Нектарий, и сердце испытывает чувство любви и бла­годарности Господу, что сподобил прикоснуться к вос-крилию риз тихого молитвенника, посланного нам в укрепление в наши тяжелые времена. Батюшка воис­тину был Небесным Ангелом, возвещающим о Горнем Иерусалиме и зовущим в его светлые обители желаю­щих спасти душу. Благодатный Старец не говорил от себя, он говорил устами Церкви, он был живой совес-тию Церкви, жил ее страданиями и болью и смиренно, кротко нес на святительских плечах святой Крест Церкви Христовой. Крест незабвенного Батюшки Ни­колая блистательно чист и светел, как небесный хру­сталь, он всем освещает путь, но крест этот несказанно тяжел.

Это крест посмеяний, уничижений и поруганий. Старец Николай, истинно терпевший этот крест, не стыдился и не устрашился ради Христа носить имя бе­зумного. Христа ради юродивый... Ничто так не смуща­ет человеческой души, как мысль быть поруганным... Благословенный Старец Николай не бежал от поруга­ний и поношений при жизни... И сейчас, по своей бла­женной кончине, несет крест клеветы и надруга­тельств над святым своим житием, монашеским чи­ном, Архиерейским достоинством, духовным наследием и заветами и честными останками.

«Многие любят смирение без уничижений, — пи­шет Святитель Иоанн (Максимович), — желая стяжать оное смирение без утраты мирской чести, и полу­чить благодать терпения без поношении и укоризн. Но истинные рабы Божий, жизнь которых мир считает безумием, с терпением переносят от него уничиже­ния, клеветы безрассудные, укорения и осуждения». Благодатный Старец смиренно пронес по земле этот крест и предсказывал, что и после его успения диавол будет поносить и чернить его имя и память...

Ныне мы видим сатанинские дела в действии: о святом подвижнике и молитвеннике, собеседнике Ан­гелов, Старце праведном Николае пишут и говорят не­мыслимую ложь. «Пишущие» — знают, что они дела­ют они искажают святой образ праведника, смеются над нашей Верой Христианской и глумятся над Спаси­телем и Его избранниками; они требуют «эксгумации» честного тела Старца Николая. О них Батюшка гово­рил; «Это бесы пишут! Сатана пишет!» В Православной Церкви нет понятия «эксгумация», в Церкви Христо­вой это называется надругательством над мощами, и христиане знают, кто это делает. Святой молитвенник Старец Николай пророчествовал весною 2002 года: «Бесы трижды будут пытаться осквернить мои мо­щи»... А сейчас эти бесы говорят и пишут, что Старец «предсказал, что рано или поздно его эксгумируют»...

Русская Церковь, светильником коей является бла­годатный пастырь, прошла сквозь адское пламя «эксгу­маций»: все было так, как хотят сделать и сейчас с не­забвенным Батюшкой Николаем. «Пресса и печать» подготавливает страшными публикациями сознание людей (как один из примеров, богомерзкая брошюра о Батюшке — «Боже, зри мое смирение» — и постоян­ные сочинения тех же авторов, лжесвидетельствую­щих вот уже в течение двух лет после успения Старца). Приучают, что рано или поздно, но «эксгумация» произойдет, бесы привлекают суды и сильных мира сего, используют земные связи и силы преисподней, к их ус­лугам печать и телевидение. Это все уже было в крова­вые годы «безкровной революции»... Гонение на чест­ные останки Батюшки Николая — это месть сатаны и его слуг на земле за любовь Старца ко Христу, за почи­тание Святого Мученика Царя Николая, Великомуче­ника Царя Иоанна Грозного, за то, что Старец любил и служил Царственным Страдальцам и Их Другу — Мо­литвеннику Григорию (Распутину) всю свою земную жизнь. Старец Николай, боявшийся только Бога и гре­ха, мужественно и честно свидетельствовал об их свя­тости, и слово его — всероссийского Старца-духовни­ка — укрепляло всех ищущих правду. Надо сказать прямо, не умаляя ничьей духовной высоты, что Батюш­ка Николай не устрашился открыто говорить о своей любви к Царской России и благословлять паству на ис­поведание этой любви.

Ныне вновь начинают гонение на честные останки святых. Мы помним, как это было...

«Страсти по мощам»

«Таким образом, под прицелом большевистских гонений оказались не только живые, но и мертвые. Следы гордого желания стереть с лица земли даже са­мые упоминания о неугодных людях встречаются по­всюду: и в нераскрытых до сих пор обстоятельствах ги­бели Царской Семьи, и в категорическом отказе чеки­стов выдавать родным и близким тела казненных за религиозные убеждения, и в старательном упрятыва­нии останков мучеников за Веру в труднодоступные места и общие «расстрельные ямы». Недаром по признанию одного из непосредственных участников убийства Императора Николая II и Его Семьи, Петра Ерма­кова, ему было поручено захоронить трупы с крайней тщательностью, «чтобы товарищи не вздумали сделать из них святых мощей». Палачи знали, чего бояться, — прошло несколько десятилетий, и благодарная Россия, воспрявшая от атеистической одури, [прославила] Цар­ственных Мучеников, воспевает в лике Святых других убиенных за Веру страдальцев, черпает силы и молит­венное вдохновение в их безпримерном подвиге, с осо­бым благоговением относится к их могилам», — писал в книге «Страсти по мощам» А. Рогозянский. В его пуб­ликации собраны свидетельства о небывалых глумле­ниях над цельбоносными, святыми чудотворными мо­щами:

«Еще более поразительна история с мощами Свя­тителя Иоасафа Белгородского. В первые же годы ре­волюции монастырь с его усыпальницей был разру­шен. Революционные матросы, будучи уверенны в том, что откроют обман с мощами Святителя, бук­вально распотрошили его раку. Но неожиданно мощи предстали перед ними совершенно не тленными. Не­смотря на столь явное чудо, кощунники, упоенные безнаказанностью, дерзнули проткнуть грудь Святи­теля Иоасафа штыком винтовки, чтобы «посмотреть, чем там внутри набито». После этого мощи были пуб­лично освидетельствованы специалистами. Вид тела Святителя был столь необычным, что это событие не обошла вниманием даже местная коммунистическая газета «Курская Правда», сообщая 1 декабря 1920 го­да: «Присутствующая публика была поражена высо­кой степенью сохранности тела, пролежавшего в гро­бе 166 лет. Людям казалось, что это результат искусст­венной мумификации, и они просили врача разрезать живот, чтобы убедиться в его содержимом. Хирург произвел разрез и вынул часть кишок, совершенно вы­сохших, что доказывает естественность процесса му­мификации».

«Все эти факты говорят о том, что поругание остан­ков святых было делом не одного безрассудства. И не только небрежение грозило святыням, кощунственно разбросанным по углам музейных подвалов. Большин­ство антиминсов, хранившихся в запасниках Ка­занского Собора (бывшего музея религии и атеизма), оказались распороты, а все частицы мощей — мето­дично изъяты. Кем? С какой целью?

Можно предположить, что с целью антихристиан­ской.

Неизвестными «исследователями» из мощей Свя­тителя Иоасафа было вырезано сердце, после чего тело святого утратило мягкость.

Налицо факты целенаправленных богоборческих действий, которые могли быть совершены только из ритуальных побуждений.

Неоднократные обращения верующих в судебные инстанции с жалобами о систематическом нарушении законодательства о памятниках истории и культуры, а говоря русским языком, о кощунстве над святынями, так и остались без ответа» 52.

К такому надругательству над честными мощами Праведного Старца Николая призывают богоборцы наших дней, «скверные злобесные волки», скрываю­щиеся в церковной ограде.

Буди воля Божия на все имеющееся случиться! Но мы знаем, что ложь имеет торжество только минутное, она не усиливает, а ослабляет дело, которому служит. Это великая Истина Христова!

А там, где господствует Истина, нет места для запе­чатанных ложью. Святитель Иоанн (Максимович) говорил: «Обильна жатва трркеников Христовых, несу­щих поношение, и столько же получают пользы истин­но терпящие уничижение, сколько получают вреда из­девающиеся над ними».

Таковых, которых гонит мир, избирает Бог...

Молитвы смиренного сердца

Незабвенный Старец Николай, молитвенник за Царя Земного Царю Небесному, научает нас главной добродетели христиан — смирению. Он учит нас мо­литься во время скорби и радоваться, и молитвы его смиренного сердца — сильные светоносные лучи, летя­щие от сердца к Небу. Писание говорит, что «молит­ва смиренного пройде облаки, и дондеже приближится, не утешится, и не отступит, дондеже посетит Вышний (Сирах. 35, 17). Молитвы Царского Архиерея достигают сердце Господа...

Своей духовной пастве святой Старец оставил ду­ховное завещание: смирение.

«Нести Крест с сердцем смиренным и кротким, чуждым всякого возношения. Когда Царь Ираклий, одеянный в благоукрашенную багряницу, с празднич­ною торжественностию, пожелал вознести на своих раменах Крест Господень на ту самую гору, на кото­рую вознес его некогда Богочеловек, то невидимою си­лою принужден был остановиться во вратах града, и, как не усиливался, не мог далее идти. Когда сам Царь и все окрркавшие его удивились этому, Иерусалимский Епископ Захария сказал: «Смотри, Государь, в этом ве­ликолепном убранстве тебе невозможно принести на место Древо Креста, которое нес Христос в убогом ви­де; а потому, если желаешь нести Древо Креста, то под­ражай Христовым смирению и нищете». Тогда Ираклий, сняв с себя драгоценные одежды, облекся в простые и худые, и босыми ногами безпре-пятственно совершил остальной путь, и внес Крест на место, где он всегда стоял. Господь желает, чтобы и мы несли Крест, подражая Его смирению, и всячески ук­лонялись от того, чтобы делать это на показ людям»53.

Такова была вся смиренная жизнь во Христе Цар­ского Архиерея схиепископа Нектария...

СМИРЕННЫЙ ЕПИСКОП

Что возводит душу невозбранительно в Царствие Небесное — смирение...

Что украшало подвиг всех святых Божиих во все времена — смирение...

Что отличало Святителя Николая от прочих святи­телей — смирение...

Что стяжал святой Царь-Мученик Николай, остав­ленный всеми — смирение...

Чем уподобился возлюбленным святым своим Ста­рец Николай — смирением..

На чем стоит Русь Святая — на смирении...

Преподобный Никодим Святогорец пишет, что в Древней Церкви, в былые времена никто не мог стать Епископом по своему желанию. Епископ мог быть из­бран чудесным образом либо Самим Богом, либо наро­дом. По Апостолу Павлу: «Епископ должен быть непо­рочен» (1 Тим. 3, 2). Именно за свое непорочное и добродетельное житие был предизбран Господом на епископство Праведный Николай. Епископский сан не лишил святого Старца главной добродетели его бла­гоуханной души — смирения. Вот как воспринимают смиренные отцы епископское достоинство: «Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу сво­ей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоин­ство и его братьями, братьями во Христе. Эти взаимо­отношения всегда остаются теми же самыми. Вот по­чему нет никакого неравенства между нами. Кроме то­го, носящий епископский сан должен служить примером Смирения. Если Епископ призван быть пер­вым, то только в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть послед­ним из всех» (Святитель Нектарий Эгинский).

Таковое превосходство епископского сана — сми­рение — имел Царский Архиерей Старец Николай (Гурьянов), постриженный в монашество с дивным именем Нектарий, что значит «напиток безсмертных». Этот благоуханный нектар его смиренной души исте­кает ныне из блаженной Вечности и напояет всех, взы­вающих к нему с молитвой.

Схимонахиня Николая,

милостию Божией,

недостойная послушница

Старца — схиепископа Нектария


 

 

Источники:

1 А. Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки по исто­рии русской церковной смуты. М. 1996. С. 193—194

2 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Нико­лая (Гурьянова). Монахиня Николая. М. 2002. С. 23

3 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Нико­лая (Гурьянова). С 23—24

4 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Нико­лая (Гурьянова). С. 25

5 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Нико­лая (Гурьянова). С. 25—26

6 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Нико­лая (Гурьянова). С 26—29

7 Е.Е. Голубинский. История Русской Церкви. М. 2002. Т. 1. С. 256-257

8 Архиепископ Андроник. Как должно жить и дей­ствовать русским людям. М. 2003. С. 96—104

9 Священник Андрей Голиков. Мартиролог право­славных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных до 1940 и по 1952 год.

10 Русский Вестник. № 20-21. 2001. С. 4

11 Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. С. 5-7

12 А.В. Псарев. История Русской Церкви новейше­го периода. // Православная жизнь № 10. 2002. С. 32

13 Православная жизнь. № 10. 2002. С. 14

14 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеско­го опыта. 1998. С. 144

15 Праведный Николай в Царских Вратах. Сергей Фомин. Русский Вестник. № 5. 2003. С. 9

16 Мироточение образа. Русский Вестник. № 6. 2003. С. 15

17 И даны будут Жене два крыла. Сергей Фомин. М. 2002. С 641

18 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеско­го опыта. 1998. С 175

19 Текст на обороте иконы, напечатанной Благотво­рительным Фондом отца Серафима (Роуза), монаха Платинского. Архив автора

20 Русский Вестник. № 17-18. 2003. С. 14.

21 Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное пра­во. Учебное пособие. 1996. С 332—336

22 Вячеслав Манягин. Вождь воинствующей Церк­ви. М. 2003. С 24.

23 И даны будут Жене два крыла. Сергей Фомин. М. 2002. С 286-288

24 Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. 3. С 299-300

25 А.Г. Кравецкий. Священный Собор 1917—1918 о расстреле Николая II. Российский Православный Уни­верситет Апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. Вып. 1.1995. С 102-104

26 Архимандрит Константин (Зайцев). Куда ведет апостасия. С. 1 —2

27 М. Вострышев. Патриарх Тихон. С. 286

28 Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. С. 5-7

29 Россия перед Вторым Пришествием. С. Фомин. М. 1994. С 151-154

30 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеско­го опыта 1998. С 179

31 Сергей Бехтеев. Грядущее. СПб. 2002. С. 121—122

32 Слезы Старца Русский Вестник. № 2. 2004. С. 10

33 В гости к Батюшке Серафиму. М. 1997. С. 381

34 Жизнь Вечная. № 38-39. 1997. С. 12-13

35 Русская Летопись. VII. Париж. С. 12

36 Н. Козлов. Плач по Иерусалиму. С. 39—41

37 Царский Сборник. Сергей Фомин. М. 2000. С 460-461

38 Жизнь Вечная. № 38-39. 1997. С. 12-13

39 Царский Сборник. Сергий Фомин. М. 2000. С 286

40 Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. М. 2003. С. 261

41 Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма М. 2003. С. 119-121

42 Анна Ахматова. Предисловие Михаила Кралина М. 1996. Т. 1. С. 16

43 Анна Ахматова. Т. 1. С. 236

44 Сергей Бехтеев. Видение Дивеевской Старицы. СПб. 2002. С 126-129

45 Сергей Нилус. На берегу Божией реки. Ч. 2.1992. С. 147-148

46 Геннадий Пономарев-Лосьминский. Своей ду­шой виолончели. 2000. С. 82

47 С. Соловьев История России. Т. 6. С. 156

48 М.В. Толстой. История Русской Церкви. 1991. С. 378

49 Владимир Цветков. Опричнина Запечатленная ложь. СПб. С 11-13

50 Митрополит Иоанн (Снычев). Игумен всея Руси. Царь-Град. №1.2003. С. 13

51 Русский Вестник. № 21. 2003. С. 15

52 Страсти по мощам. Из истории гонений на ос­танки святых в советское время. А. Рогозинский. СПб. 1998. С. 34-47

53 Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную. М. 2000. С. 108

 

 

 

 

Содержание    Назад     Фото и иконы

 

http://voliaboga.narod.ru

Hosted by uCoz